Урок русского языка по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Пунда Надежда Ивановна учитель начальных классов, Новорыбинская СШ Жамбылского РОО, стаж работы 17 лет, категория первая, село Новорыбинка Жамбылского района |
Цель: отработка умений определять в предложении однородные члены предложения, составление предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но, и без союзов.
Задачи:
- Образовательная: ознакомление с особенностями постановки знаков препинания при однородных членах предложения;
- Развивающая: развивать познавательные интересы учащихся, мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
- Воспитательная: воспитывать эстетические качества, интерес к познавательным телевизионным передачам;
- Здоровьесберегающая: создать условия для успешного усвоения материала урока, выбор средств обучения с учетом психофизических особенностей детей.
Оборудование: макет телевизора с изображениями заставок различных телевизионных передач, кластеры со схемами предложений, караоке, иллюстрации насекомых, картинный словарь.
Ход урока
1. Организационный момент
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
2. Основная часть урока
— Ребята, вы любите смотреть телевизор? А какие телевизионные передачи вы смотрите?
— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по самым разнообразным телепередачам.
— А кто знает, с какой телепередачи начинается каждый новый день?
«Доброе утро» (музыкальная заставка).
Психологический настрой
Есть солнце большое — оно на небе. А есть маленькое солнце — оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек — тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревает нас самих, как солнце. Доброта — это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого — одно удовольствие, честное слово! Может быть, поэтому еще в старой азбуке буквы назывались словами: аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, земля, люди, мыслите, покой.
— И так мы начинаем наше путешествие. (Запись числа и классной работы).
(Звучит заставка к передаче «АБВГДйка»)
1. Минутка чистописания.
— Сегодня на чистописании вы будете писать буквы старославянской азбуки:
Аз Буки Веди Глаголь Добро
2. Словарная работа.
— Ребята, посмотрите, кто это? (Л. Якубович). Какую познавательно- развлекательную передачу он ведет?
— А что делают игроки на «Поле чудес»?
— Сейчас я буду выступать в роли ведущего «Поля чудес», а вы будете разгадывать слова.
(загадки)
1. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
Что за чудо этот дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Спозаранку за окошком,
Стук, и звон, и кутерьма,
Ходят красные дома
По прямым, стальным дорожкам. (Трамвай)
— Ребята, я нашла иллюстрации самых первых троллейбуса, автобуса и трамвая, а Сашу я попросила провести небольшую творческую работу. И вот что интересное она нашла про эти виды транспорта.
Слово «троллейбус» — английское, переводиться как «роликовый автобус». Только ролики у него не внизу, как у роликовых коньков, а над крышей — скользят по проводам. Троллейбус может ходить везде, где для него повесили провода. Изобрели первый троллейбус 120 лет назад в Германии.
Самый первый автобус появился почти сто лет назад и был похож на грузовик. Взяли грузовую машину, сняли с нее кузов, а на его место поставили другой с сиденьями. Забираться в такой автобус надо было по специальной лесенке.
Слово «трамвай» тоже английское: «трам» — рельс, «вай» — путь. Трамвай — это городская электрическая дорога. Сначала это были конки — небольшие пассажирские вагоны, в которые запрягали лошадей. А потом лошадей заменили электромоторы, и в конце позапрошлого века на улицах появились первые трамваи.
2. Чтобы было где писать
В школе нам нужна… Тетрадь.
А вот слово тетрадь пришло к нам из греческого языка. В этом языке слово тетрадь обозначает четвертую часть большого листа.
Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно, …Карандаш.
Слово карандаш пришло к нам из другого языка из тюркского. Оно состояло из двух слов: кара — черный. Даш — это камень.
В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки — что угодно для души.
(пенал)
Слово пенал пришло к нам из английского языка. Пен — «писчее перо».
В английский язык попало оно из латыни, где перо называлось — «пенна». Там же существовало слово пенналэ — ящичек для перьев, вот так появилось слово — пенал.
— Составьте предложения с данными словами, используя обобщающее слово.
3. Повторение
— А сейчас мы в гостях у передачи «Пока все дома».
— А кто может стать героем этой передачи? (разные известные семьи).
— А что такое семья? (Группа людей, объединенная кровным родством. Родственники).
— Вот и мы отправляемся в гости к старому знакомому — Предложению.
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
Автобус, троллейбус, трамвай — городской транспорт.
Линейка, тетрадь, пенал — школьные принадлежности.
— Какие слова в этих предложениях являются родственниками? По каким признакам?
(Относятся к одной части речи, являются одним членом предложения).
— Как называются такие предложения? (Предложения с однородными членами).
— Ребята, сейчас есть много передач на правовые темы, в которых работники полиции рассказывают как надо вести себя в той или иной ситуации. Помогают искать пропавших людей или предметы.
— А как найти
— Что для этого надо знать? (описание человека или предмета).
— Давайте мы, тоже вспомним приметы однородных членов предложений.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Однородные члены предложения относятся к одному и тому же обобщающему слову.
Если стоят однородные члены
Их запятой раздели непременно;
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
— Молодцы! Все приметы мы вспомнили и теперь сможем легко узнать предложения с однородными членами.
— И мы продолжаем наше путешествие.
(Звучит заставка к передаче «В мире животных»)
— Совсем недавно я посмотрела очень интересную передачу из этого цикла и хотела бы поделиться с вами этой информацией.
— Посмотрите на иллюстрацию. Как называется эта группа животных?
(Насекомые). Это самая многочисленная группа животных. Они очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. Насекомые живут везде: на воде, под водой, на земле и под землей, в траве, в древесине. Одни летают, другие ползают, третьи бегают или прыгают.
Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем полоски, словно брюшко насечено.
Запись предложений в тетрадь, составление схем предложений.
— Что делают насекомые? (Насекомые кружат над цветами).
— Какие насекомые кружат над цветком? (Бабочки, стрекозы, пчелы кружат над цветами.).
— Чем первое предложение отличается от второго?
— Чем являются в предложении однородные члены? (подлежащее).
— Всегда ли однородные члены являются подлежащим?
— Назовите сказуемое. (Кружатся).
— Подберите к нему синонимы. (Летают, порхают).
— Давайте составим предложение, где однородные члены предложения будут выражены сказуемым. (Насекомые кружатся, порхают, летают над цветами.)
— Посмотрите на предложения, какой вывод можно сделать? (В предложении могут быть несколько подлежащих при одном сказуемом или несколько сказуемых при одном подлежащим).
— Составить схемы предложений. О, О, О. О, О, О.
— Продолжая наше путешествие мы оказываемся в передаче «Здоровье». Чтобы быть здоровым нужно делать….зарядку. (Физминутка)
— Отдохнули? Тогда продолжаем путешествие. В этой телепередаче участники получают ордена «шелкового умника», что это за передача? «Умники и умницы».вы тоже сможете получить такой орден, если правильно выполните задание упражнения 711 на стр. 207. (Расставить знаки препинания в предложениях).
— Объясните постановку знаков.
— Что вы заметили в этих предложениях?
— Перед какими союзами при однородных членах ставиться запятая, а пред какими не ставится?
4. Закрепление
— А наше путешествие продолжается. И мы на программе «Угадай мелодию». (3 мелодии для прослушивания).
1. Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождя и вьюг,
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий, верный друг…
2. Голубой вагон бежит, качается,
Скорый поезд набирает ход,
Ах, зачем же этот день кончается,
Пусть бы он тянулся целый год…
3. Я иду и пою обо всем хорошем
И улыбку свою я дарю прохожим.
Если вдруг грянет гром в середине лета
Неприятность эту мы переживем.
— Составление схем предложений.
— Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?
— У нас осталось две небольшие остановки.
— В начале урока мы говорили о передаче, с которой начинается день, а какой информационной передачей заканчивается телевещание? (Итоговым выпуском новостей).
— Давайте и мы подведем итоги нашего урока.
— Что нового вы узнали о предложениях с однородными членами? (могут быть подлежащими и сказуемыми, а так же второстепенными членами предложения. Однородные члены пишутся через запятую, если нет союза и, а перед союзами, а, но, да запятая ставится.)
— Молодцы! Скажите мне знаете ли вы телевизионный проект, участникам которого выставляют баллы за выступление? (Ледниковый период). А какая там наивысшая оценка? (6.0). За работу на уроке вы сегодня тоже получили баллы. Наивысший школьный балл — 5 получает…., немного потрудиться надо…., они получают — 4.
- 12534 просмотра