Урок географии в 7 классе: «Климат Африки»
Валентина Емельяновна Шаад — учитель географии первая квалификационная категория высшего уровня КГУ «Рассветская средняя школа» |
Цель урока. Изучение климата Африки. Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации по теме, используя разнообразные формы и методы обучения
Задачи.
Обучающие: Повторить климатообразующие факторы, выявить, исследуя географические карты, климатические характеристики Африки, закрепить умения самостоятельного поиска информации, развивать умение анализировать и делать выводы, продолжить формирование навыков оформления контурной карты и чтения климатограмм
Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса к предмету и активизации мыслительной деятельности учащихся.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам и учителю, способствовать положительной мотивации к учению, прививать любовь к природе
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения:
Оборудование: мультимедийный кабинет (слайды к уроку), физическая карта Африки, атласы по географии 7 класса, климатические диаграммы в учебнике, план характеристики климатического пояса в учебнике, раздаточный материал (стихи, задания парам, задания группам, тест для проверки)
Ход урока
Целеполагание и мотивация: Какое у вас настроение? (хлопают, видя соответствующую улыбку на иллюстрации) Желаю вам сохранить этот позитивный настрой до конца урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. Многое мы уже знаем, а вот капитан Врунгель в своих стихах немного исказил информацию о материке. А вы сумеете найти ошибки в его записках? (работа в парах)
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура, Земля!
Мы в Африке, Тихий прощай, океан!
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
Пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите!
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой и уют,
Может быть, сока березы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
Щук и китов, но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
О чем сообщаю в этом письме.
(После ответа учеников — проверочный слайд)
У каждого ученика на парте «Прозрачный журнал»
Фамилия, имя ученика |
||||
№ задания |
|
|
Оценка группы |
Твоя оценка |
1 |
Письмо Капитана «Врунгеля» |
Сколько ошибок найдено |
|
|
2 |
Работа с картой климатических поясов |
Что вызвало затруднения |
|
|
3 |
Работа с климатической картой |
Что вызвало затруднения |
|
|
4 |
Работа на контурной карте |
|
|
|
5 |
Выводы |
Сколько выводов сделал именно ты |
|
|
6 |
Описание погоды (индивидуальное задание) |
Что вызвало затруднения |
|
|
7 |
Работа с климатограммой |
Что вызвало затруднения |
|
|
8 |
тест |
Сколько ошибок найдено |
|
|
Слайд: «Африка — самый жаркий материк Земли»
На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным
Слайд: Чтение стихотворения Гумилева
Колдовская страна! Ты на дне котловины,
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы…
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.
Актуализация знаний
На климат любого материка оказывают влияние различные факторы. Вспомнить известные факторы, которые влияют на климат изученных материков (Евразия, Северная Америка, Южная Америка). Каким образом эти факторы повлияют на климат Африки?
(Запись в тетрадь)
Изучение нового материала
(Совместная работа учеников в группах)
Работа с картой климатических поясов
— Какие климатические пояса находятся на материке
— Какие воздушные массы господствуют
(Запись в тетрадь.)
Работа с климатической картой.
— Какие средние температуры (января, июля) наблюдаются в каждом поясе
Работа с контурной картой.
— Подписать экватор
— Указать пояса давления
— Обозначить постоянные ветры
— Подписать типы воздушных масс
Учащиеся делают выводы:
— Благодаря ФГП (между тропиками) Африка получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк
— Самая высокая температура (+58)
— Средняя температура не опускается ниже +10
— Много осадков в экваториальных широтах, мало — в тропических.
— Сухие пассаты с Аравии и большие размеры на севере формируют самую большую пустыню Земли — Сахару.
— Пустыня Намиб сформировалась в результате холодного течения.
Применение и закрепление знаний
Описание погоды в климатических поясах, используя план и слайды презентации (индивидуальные дифференцированные задания, с учетом способностей учеников):
ЭВ
СЭВ
ТВ
Опережающее задание: Рассказ о ветрах самум
Описание климата по климатическим диаграммам (по алгоритму)
Алгоритм
1. Средняя температура января
2. Средняя температура июля
3. Годовое количество осадков
4. Режим выпадения осадков
5. Господствующие ветры
6. Климатический пояс (область)
Рефлексия
Мы доказали, что Африка — самый жаркий материк?
(ответы учащихся)
Тест — самопроверка
Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20 с.ш. и 20 ю.ш.
2. Расположен в районе тропиков
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива
4. Лежит на самом севере и самом юге материка
5. Только одно время года — лето
6. Погода круглый год жаркая и сухая
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная
8. Два сезона — влажный и сухой
9. Весь год господствуют пассаты
10. После полудня каждый день идет ливень
11. Весь год мало осадков
12. Осадки в основном выпадают летом
Ключ
Климатический пояс |
№ правильного ответа |
А) Экваториальный |
№ 3, 5, 9, 10 |
Б) субэкваториальный |
№ 1, 8,12 |
В) тропический |
№ 2, 6, 11 |
Г) субтропический |
№ 4, 7 |
На цветных сигнальных карточках, ребята, запишите то, что для вас осталось не совсем понятным или трудным с одной стороны, а с другой стороны то, что на уроке понравилось больше всего
(пока дети пишут, учитель просматривает Прозрачные журналы и выставляет оценки каждому)
Выставление оценок
Домашнее задание: текст учебника, ответить на вопросы, опережающее творческое задание «Внутренние воды» (по выбору)
Список литературы:
1. Локоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. «Современный урок» М. 2006
2. Емельянов А.С. «300 вопросов и ответов по странам и континентам», Ярославль Академия Развития 1997 г.
- 13014 просмотров