Тема урока: Химические свойства кислорода. Горение
Ковальногова Надежда Николаевна учитель химии, стаж 24 года, первая категория КГУ «Школа-гимназия имени Батыр Баяна» город Булаево район Магжана Жумабаева Северо-Казахстанская область |
Цель урока: ознакомление учащихся с химическими свойствами кислот
Задачи:
- образовательные: способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его химических свойствах, познакомить со свойством кислорода окислять простые и сложные вещества, сформировать умения записывать уравнения химических реакций, давать названия полученным веществам
- развивающие: способствовать развитию познавательности, логического мышления у учащихся, продолжить развитие самостоятельности, умения добывать информацию из различных источников, наблюдать за демострациями и уметь делать соответствующие выводы
- воспитывающие: воспитывать коммуникативные качества, интерес к предмету, положительное отношение к знаниям, культуру умственного труда
Тип урока: изучение нового материала
Понятийный словарь: химические свойства, горение, окисление, оксиды
Информационно-образовательная среда: электронный учебник «Химия 8 класс» ЦПТИО, 2010; Нурахметов Н. Н. И др. Химия, учебник для 8 классов общеобразовательных школ
Эпиграф Кислород — это вещество, вокруг которого вращается земная химия
(Й. Берцелиус)
Вводно-мотивационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, делит класс на группы. Объясняет ход урока.
Учащиеся приветствуют учителя.
Учитель обращает внимание на эпиграф написанный на доске.
Учитель. Ребята, в чем заключается роль кислорода на Земле и в жизни человека? Как вы понимаете этот эпиграф?
Актуализация знаний учащихся
Учитель:
Стих-загадка
Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад.
Он и для вас не тайна.
Известно, что горит отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний, медь, конечно,
Сгорает также водород.
Без газа этого на свете
Не жили б люди и звери.
Его назвать могли б и дети
Ведь это просто...
Учащиеся слушают стих-загадку, говорят ответ.
(ЭУ «ПСХЭ», ЭУ «Модуль кислород»)
Этап целеполагания и планирования
Учитель. Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшое стихотворение, послушайте его и попытайтесь назвать тему урока, а также определить, чему мы будем учиться на этом уроке.
Гореть, светить и окисляться,
Со мной в оксиды превратятся.
Да, будет свет, тепло и жар,
Мой, кислорода, это дар!
Учащиеся формулируют свои варианты темы урока, а учитель направляет их к правильному варианту. Записывают тему в тетрадь.
Учитель. Ребята какую цель мы поставим перед собой при изучении данной темы?
Учитель фиксирует на доске ключевые фразы:
1. Узнать химические свойства кислорода
2. Научиться записывать уравнения химических реакций
3. Научиться называть полученные вещества
Изучение нового материала
Учитель. Ребята, обратите внимание: на доске написано новое для вас понятие — реакция окисления. Давайте запишем его в тетрадь.
Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «реакция окисления».
Учитель. Я предлагаю вам на конкретном примере пронаблюдать, как происходит окисление некоторых веществ в кислороде.
(Учитель организует работу в группах)
Задание: Просмотреть демонстрацию «Взаимодействие кислорода с простыми веществами», отметить основные признаки: свет, тепло, запах, дым, искры. Один человек от каждой группы должен подготовиться к ответу.
Учащиеся Наблюдают взаимодействие кислорода с простыми веществами
1 группа — углерод
2 группа — сера
3 группа — фосфор
4 группа — железо
Заполняют таблицу на интерактивной доске.
(ЭУ Демонстрация 8, задание 13, работа в группах)
|
свет |
тепло |
запах |
дым |
искры |
C+O2= |
|
|
|
|
|
S+O2= |
|
|
|
|
|
P+O2= |
|
|
|
|
|
Fe+O2= |
|
|
|
|
|
Учитель. Какие признаки реакции вы наблюдали? Правильно, вы назвали признаки реакции горения, а теперь запишите в тетради определение «реакция горения».
(ЭУ Глоссарий «Реакция горения»)
Учитель. В чем сходство и различие процессов окисления и горения.
Учащиеся выявляют сходство и отличия данных процессов.
Учитель. Почему взаимодействие серы с кислородом воздуха отличается от взаимодействия с чистым кислородом (проблемная ситуация).
(ЭУ Демонстрация 7)
Учащиеся наблюдают процесс взаимодействия серы с кислородом воздуха и с чистым кислородом.
Сообщение учащегося. (Опережающие задания. Умение работать с дополнительной литературой.)
Скорость реакции зависит от природы веществ, температуры и других условий. Активный металл цезий самовозгарается в кислороде воздуха при комнотной температуре, с фосфором кислород реагирует при нагревании до 600 С, с водородом — 300 0 С, с углеродом — 700 0 С.
Учитель. Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах, помогут уравнения реакций. Работаем в группах.
Задание: Записать уравнения реакции. Один человек от каждой группы должен подготовиться к ответу (взаимопомощь)
Учащиеся работают в группах. Составляют уравнения реакций, расставляют коэффициенты
1 группа — C+O2=
2 группа — S+O2=
3 группа — P+O2=
4 группа — Fe+O2=
Учитель. Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся веществ, что вы можете сказать об их составе?
Учащиеся. В составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород.
Учитель. Такие вещества называются оксидами. Ребята, я предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с взаимодействием сложного вещества с кислородом.
(организует работу учащихся с учебником страница 63 таблица 7 «Составление уравнений реакции окисления»).
Учащиеся записывают уравнение реакции в тетради.
Учитель: В чем сходство и различие в окислении простых и сложных веществ. Учащиеся делают выводы. (Прием анализа).
Валеологическая пауза
Учитель предлагает выполнить упражнение мозговой гимнастики на развитие познавательных психических процессов:
1. «Качание головой».
Упражнение улучшает мыслительную деятельность, используется для расслабления мышц шеи и плеч. Глубокое дыхание, уронив голову вперед, расправив плечи. Качание головой медленно из стороны в сторону, подбородок при этом вычерчивает слегка изогнутую линию на груди.
2. «Сова»
Упражнение улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении. Следует ухватиться правой рукой за левое плечо и сжать его, повернуть влево так, чтобы смотреть назад, развести плечи и дышать глубоко. Посмотреть через другое плечо. Уронить подбородок на грудь и глубоко дышать, давая мышцам расслабиться.
Закрепление материала
Учитель:
1. Напишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с кислородом и найдите сумму всех коэффициентов в уравнении
2. Напишите уравнение реакции полного окисления пропана и найдите сумму всех коэффициентов в уравнении
Учащиеся составляют уравнение реакции, выполняют задание. (Соревновательный прием).
Работа в группах
Тестовые задания.
Учащиеся выполняют тестовые задания.
(ЭУ тест 1 — 16, 17, 20, 21, 22, 24,25 работа в группах)
Рефлексия
Продолжите фразу...
1. Сегодня на уроке...
2. Теперь я знаю...
3. Мне на уроке...
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Учитель: Вернемся к стиху-загадке.
— Уравнение каких химических реакций мы записали на уроке?
— Уравнения реакций взаимодействия кислорода с остальными веществами вы составите дома
1. ЭУ модуль «Кислород»
2. Учебник п. 22
3. Творческое задание:
— составить кроссворд, ключевое слово которого «кислород»
— сочинить сказку или стих об огне
Учащиеся слушают инструктаж, записывают домашнее задание.
- 10645 просмотров