Интегрированный урок литературы и трудового обучения: «С. Сейфуллин „Домбра“». Изготовление музыкальных инструментов
Янкова Татьяна Михайловна учитель начальных классов, стаж 30 лет, высшая категория КГУ « |
4 класс
Цели:
1. Знакомство и работа над выразительным чтением и идейным содержанием стихотворения.
2) Способствовать развитию критического мышления через анализ произведения; чтение и анализ стихотворения.
2. Закрепление навыков работы с пластилином
3. Расширение знаний учащихся о музыкальных инструментах.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие: каз. яз. русс. яз. Сөлемет сіздерме қурметті қонақтар!
Психологическая установка: Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу, хороший настрой принесёт вам успех в уроке. Нам сегодня предстоит поработать как никогда лучше, у нас сегодня гости и урок наш не обычный — интегрированный,
II. Объявление темы и цели урока
— Ребята, прочтите, что написано:
Еңбек пен өнермен адам тірі
Искусством и трудом жив человек.
— Как вы понимаете смысл написанного?
Вывод: Это объединяющая тема двух уроков. Действительно, через слово, художественные образы, мы учимся видеть прекрасное, понимать окружающий нас мир и полученные познания, применять в процессе труда.
III. Проверка домашнего задания:
Из домашнего задания мы проверяем выразительное чтение стихотворения «Я стану человеком» Султанмахмута. Торайгырова.
(чтение под тихую музыку) (2 чел.)
Учащиеся выразительно читают стихотворение С. Торайгырова «Я стану человеком».
— Какие чувства волнуют героя стихотворения?
Ребята, что значит стать человеком?
Какими качествами по твоему должен обладать «настоящий человек?
Вывод: Да, действительно, настоящий человек должен учиться, чтобы быть полезным своей стране, народу, самоотверженно служить родине.
IV. Подготовка к чтению художественного произведения
Рассказ учителя о жизни и творчестве С. Сейфуллина.
А сегодня, мы познакомимся с произведением Сакена Сейфуллина стихотворение «Домбра». Перед вами портрет писателя. С. Сейфуллин писатель, поэт, живая легенда казахского народа, человек, испытавший трудные и жестокие времена войны и бед. Но в памяти народа он навсегда останется твёрдым и уверенным в себе человеком.
А дальше биографию писателя продолжат рассказывать ребята. Стела, Кристина, Даниил.
Итог (учитель): поэт в своих стихах рассказывает о родном крае, о природе, людях, о традициях казахского народа, об искусстве и даже о казахских музыкальных инструментах.
V. Беседа с учащимися о музыкальных инструментах
— Ребята, а какие муз.инструменты вы знаете? Домбра, флейта, житиген, кобыз, асатаяк и др.)
…Если бы вам насыпали в ладони протянутых рук жемчуг он бы непременно заиграл, освещённый солнечными лучами, словно радуга. И в этих красках, нет скорее тонах и полутонах вы бы услышали неповторимую музыку: то задумчивую и печальную, берущую за душу, то шелестящую, то звенящую и тревожную, то радостную и ликующую как удаль смелого джигита на состязании. Именно с таким жемчугом и хочется сравнить необычную коллекцию музыкальных инструментов.
Вы знаете, что поэзия в жизни казахского народа неразрывно связана с музыкой. Посмотрите как выглядят муз инструменты и из чего они изготовлены.(слайды)
VI. А сейчас послушайте легенду о том, как появилась домбра. (рассказывапет ученик)
В давние времена на Алтае жили два
VII. Первичное осмысление, чтение учителем
Да, действительно, прошло столько лет, а старинная домбра ничем не примечательная с виду, эта бесценная реликвия, как магнит, неприменно притянет вас. А когда вы остановитесь возле неё и дотронетесь до струны, произойдёт чудо. Вдруг запоёт струна, и словно раздвинутся стены комнаты, и зазвенит голос удивительно красивый и нежный. Это голос кудесницы — домбры, запевший в руках виртуозных исполнителей. Послушайте музыку и стихотворение «Домбра С Сейфуллина и постарайтесь представить услышанное (звучит стих — домбра)
а) — Ваши впечатления.
— Какие картины вы представили? О каком муз.инстр. идёт речь? Приходилось ли вам слышать как звучит домбра?
— Что вы представили себе, слушая музыку?
— Какие чувства вы испытали?
б) Повторное чтение. Прочитать про себя, пользуясь памяткой
Коррегирующее упражнение для глаз.
VIII. Работаем над лексическим значением незнакомых, слов над содержанием стихотворения
а) Называем непонятные слова и записываем в тетрадь.
Бренчал —
Никла —
Томясь —
Порыв —
Исповедь —
Подобрать синонимы к словам:
Гневалась — сердилась, злиться, беситься, выходить из себя, рвать и метать. Злобствовать, свирепеть, досадовать
Испускала — издавать(о звуке)
Рыдала — плакать, заливаться, реветь (разговор.), разливаться.
б) Чтение учащимися, пользуясь памяткой (вслух по 2 строфы — 5 чел.)
— Каким представили героя произведения? (Любил музыку, был гостеприимным, добродушным.
— Что чувствовал исполнитель играя на домбре?
— Прочитать строки, в которых объясняется, почему домбра так близка и дорога?
— Опишите внутреннее убранство юры и находящихся в ней людей.
— Что чувствовали люди, слушая музыку? О чём вели разговор? (зачитать).
— Как вы понимаете смысл строк «о жизни своей былой"значит о чём была речь?
— Как звучала домбра? (докажите текстом)
— Как играет герой?(бренчит, небрежно перебирает струны.
— Но, что происходит потом? (Он увлекается и вдохновляется музыкой). Затем в
— Какова тема, стихотворения? (родины, традиций каз. народа)
— А какова идея произведения? (Музыка объединяет людей, находившихся в юрте, стёрла все возрастные, социальные, психологические различия. Чтобы показать, какое место занимает домбра, какова её роль,
Учитель: Домбра и по сей день остаётся для казахов самым любимым национальным инструментом. Через игру на домбре лирический герой передаёт свои чувства и переживания, всё богатство своей души.
— Какие изобразительные средства языка здесь использованы?
Вспомни, что такое олицетворение. Найди строчки в которых используется этот приём. Найди сравнения, зачитай.
С чем сравнивается домбра и извлекаемые из неё звуки? (сравнивается с танцем, мёдом, шёлк, с душой человека,
Через игру на домбре хотел излить свою душу(рассказать о своих чувствах)
Обратите внимание на выставку картин, которые нарисовали ребята.
— Что здесь изображено?
— Выборочное чтение (соотнесите с текстом)
— Какие ассоциации вызвало слово домбра при чтении этого стихотворения: (на интерактивной доске дети пишут) составление кластера
СОЛНЦЕ, ЗВЁЗДЫ, ЮРТА, НЕБО, ПЕСНЯ, СТЕПЬ, СВЕТ, МИР, КОНИ, ПОЛЫНЬ, ЗЕМНОЙ ШАР, ДОМБРА, мир, печаль, стон, радость, страсть, танец
Вывод:
…..В тебе вся моя душа,
Порыв молодых страстей,
Ты — исповедь нежных чувств.
Ты — буря в груди моей!….
Рефлексия
— К чему призывает автор, этим стихотворением?(любить музыку, свой народ, традиции своего народа, т.е свою страну с её степными просторами, запахами полыни, звуками домбры — а это всё искусство слова, которое помогает с любовью смотреть на мир).
Вывод: Значит, чтобы овладеть искусством, надо этому учиться, много знать, читать.
Вы сегодня старались показать своё мастерство в выразительном чтении стихотворения, в мастерстве слова, а теперь покажите своё мастерство и искусство в изготовлении музыкального инструмента.
1. Беседа
Проверка восприятия.
— Из чего изготавливают музыкальные инструменты? (Каз. Муз инструменты готовят из древесины ели, арчи, сосны, карагача и.т.д. Эти материалы способствуют хорошему звучанию инструментов.)
— Какие материалы понадобятся вам для работы? (пластилин, нитки)
— В какой последовательности будете выполнять работу? Из целого куска пластилина, вытягивая, или из 2 кусков, соединяя гриф домбры. Определитесь.
2. Повторить правила (какие правила техники безопасности при работе с пластилином должны соблюдать)
3. Задание: пользуясь инструкционной картой вылепите музыкальный инструмент.
— А сейчас прослушайте последовательность изготовления
Материалы: Пластилин, Нитки
ТБ
Острые инструменты, используемые при работе хранить в специально отведённом месте.
Во время работы не бери в рот кусочки пластилина.
соблюдай личную гигиену и содержи в порядке рабочее место.
Последовательность изготовления:
Приготовь пластилин, разомни его, чтобы он стал мягким.
Используй целый кусочек пластилина или два кусочка, по желанию
Вылепи форму музыкального инструмента — домбры — грушевидной формы
Натянуть струны (нити).
Выполнение работы. Руководители групп следят за выполнением техники безопасности и соблюдением порядка на рабочем месте.
Музыка поможет почувствовать национальный колорит. Самостоятельная работа учащихся по лепке музыкального инструмента.
— Выполнение работы.
— Окончание работы.
Какие муз. Инструменты вы вылепили?
— В какой последовательности выполняли работу? (из целого или кусочков)
IX. Итог урока
Представить свои работы, что вы учитывали выполняя музыкальный инструмент?
Выставка — представление работ (учащиеся представляют свою работу по два представителя с каждой группы):
Хочу показать некоторые работы что вы вылепили (старался изготовить так, чтобы было похоже на оригинал).
— С каким произведением познакомились на уроке? Кто его автор?
— О каких музыкальных инструментах узнали?
Вывод. Этим уроком мы завершили тему, которой расширили представление о музыкальных инструментах. И точкой нашего урока могут быть слова: «Искусством и трудом жив человек».
Кто и как проявил себя в искусстве художественного слова и мастерстве — комментирование оценок.
Домашнее задание с. 226 выразительное чтение стихотворения. Подготовить сообщение о музыкальных инструменте (по желанию). Обратите внимание на выставку книг, которые я хочу рекомендовать для прочтения.
Урок окончен. Спасибо.
- 17773 просмотра