Новые подходы в преподавании и обучении на уроках казахского языка
Мухаметчанова Назгуль Орасовна учитель казахского языка и литературы первая квалификационная категория высшего уровня квалификации КГУ «Комплекс |
Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний |
Теоретическая основа
Вся наша педагогическая работа основана на диалоговом обучении. Диалоговое обучение предполагает сообучение, когда ученики и учитель являются субъектами учебного процесса. Учитель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Кроме того, диалоговое обучение основано на прямом взаимодействии учеников с опытом своих друзей, большинство упражнений обращается к опыту самого ученика. Диалог занимает центральное место в преподавании многих дисциплин. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию [1 c.144].
Я думаю, если правильно выстраивать стратегию общения на своем уроке, то это поможет развивать способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, поможет решать проблемы межличностного общения, вырабатывать жизненно важные навыки.
В своей работе я внедряю идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», а именно «Важность диалога в классе». Так как я являюсь учителем казахского языка, то главной задачей ставлю перед собой не только научить детей читать, писать, применять грамматические правила, а научить детей говорить, развивать их коммуникативные навыки.
По мнению Выготского, знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог, в совместную беседу. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, способствует когнитивному развитию детей, помогает учителю понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения.[1 c.145]
Для внедрения идей Программы в своей преподавательской деятельности я часто использую парную и групповую формы работы. Использование на уроках тактики
По утверждению Александера, беседа не является односторонним процессом общения, а, наоборот, — взаимным процессом, в котором общение проходит в двух направлениях и на этой основе продвигает обучение ученика вперед. В диалоге ученики, а также учителя являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата. [1 с. 145] . В беседах с учениками для активизации мыслительной деятельности и развития мышления необходимо выстраивать логические цепочки что помогает большему усвоению устного материала и развивает разговорную речь. Например: на одном из уроков по теме «Киіз үй» («Юрта») перед началом работы с текстом задается вопрос: «Знаете ли вы, как строят дом?». Ученики строят словесную логическую цепочку: сначала выкладывают фундамент, затем воздвигают стены, потом крышу
Успех диалогической беседы заключается в правильной постановке вопросов. Вопросы должны не только показывать уровень усвоения материала, но развивать мышление каждого ученика в отдельности. На своих уроках, используя таксономию Блума, составляю такие вопросы, которые не только раскрывают и поясняют основную тему урока, но и развивают мышление каждого ученика. Например, вопросы на знания: «назови национальные блюда», на понимание — «опиши юрту», «сравни юрту и дом», на применение: «объясни, как обустраивается юрта?»
Одна из форм развития коммуникативных навыков — это ролевая игра. Данная форма работы очень нравится детям, потому что ситуации, разыгрываемые по разным темам так или иначе связаны с их реальной жизнью, здесь они могут показать примеры из собственной жизни. Например, одно из заданий на уроке «Қазақ дастарқаны» — каждая группа должна представить рецепт своего блюда. Во время выполнения этого задания необходимо найти оптимальное решение: это задание требует усвоения большого количества новых слов, креативности, артистизма, слаженной работы всей группы. В итоге получается целое кулинарное шоу.
Таким образом, хотелось бы отметить, что эффективными методами в развитии диалогового обучения является групповая работа, работа в парах, ролевая игра. Чтобы добиться результативности работы, детям надо активно обсуждать, анализировать, делать выводы, и всю эту работу провести в определенное время. При работе в группах, если хотя бы один ученик останется в стороне, группа не сможет добиться желаемого результата. А при работе в парах — такое отстранение от работы одного из участников вообще не приведет к положительному результату. То есть, активное взаимодействие через диалог помогает детям усвоить тему более простыми методами.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества.[2].
Использованная литература:
1. «Руководство для учителя»
2. Материалы с сайта httpss://www.
3. Ресурс: Н3Д3
- 30498 просмотров