Новые рубежи казахстанского образования
Лахтина Тамара Леонтьевна Заместитель директора СК ППК и ИПК по внешним связям |
Педагогическая наука постоянно развивается и обогащается новыми представлениями, взглядами, подходами. Конец 19 — начало 20 века явились особенно важной вехой и серьёзным испытанием для развития образовательных систем. Вызовы времени обусловили пересмотр традиционных образовательных парадигм, появление более подходящих к ситуации средств обучения, в том числе
В эпоху перемен образование не просто транслирует культуру, а во многом формирует её. Следовательно, создавая систему образования в глобальном, национальном, локальном смыслах, педагоги моделируют будущее. В этих условиях важно определиться с основными ценностями и тенденциями развития, постоянными и переменными всей системы, образовательного процесса, составляющих профессионализма педагога.
Внешние рамки в деятельности казахстанских педагогов заданы концептуальными, программными,
К конституционным гарантиям граждан Казахстана относятся также:
- право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества (ст. 19);
- свобода слова и творчества (ст. 20 п. 1);
- право на свободу получения и распространения информации любым, не запрещённым законом способом (ст. 20 п. 2);
- свобода совести (ст. 22 п. 1);
- свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 24, п.1);
- защита государством брака, семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 27, п.1);
Перечисленные конституционные права и свободы имеют самое непосредственное отношения к системе образования. Следовательно, каждый педагогический работник должен в пределах своих компетенций способствовать реализации данных гарантий. Между тем, оказывая (прямо или косвенно) давление на учащихся выпускных классов на предмет выбора традиционных экзаменов как альтернативы ЕНТ с целью повышения средних показателей организации образования, руководители и учителя школ не всегда осознают, что тем самым нарушают статьи 24 и 30 Конституции РК.
Основные идеи по модернизации национальной системы образования нашли в обсуждавшихся в 2009–2010 годах проектах Концепций
Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы определены приоритеты и основные направления её совершенствования. В качестве главной цели программы рассматривается повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех. К программным целям отнесены:
- совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам;
- обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических работников;
- формирование
государственно-общественной системы управления образованием; - обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;
- обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;
- формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны, переход на
12-летнюю модель обучения; - модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и
индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство; - достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребностям рынка труда, задач
индустриально-инновационного развития страны, потребностям личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования; - формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.
Перечисленные цели будут достигаться через последовательное решение ряда задач. В соответствии с Программой, в течение ближайшего десятилетия необходимо:
- разработать новые механизмы финансирования образования, направленные на повышение доступности качественного образования;
- повысить престиж профессии педагога;
- усовершенствовать менеджмент в образовании;
- внедрить автоматизацию учебного процесса;
- увеличить сеть дошкольных организаций, обновить содержание, обеспечить кадрами;
- осуществить переход на
12-летнюю модель обучения; - решить проблемы малокомплектных школ;
- усовершенствовать систему инклюзивного образования в школе;
- обновить структуру содержания технического и профессионального образования (далее — ТиПО) с учетом запросов
индустриально-инновационного развития экономики; - развить инфраструктуру подготовки кадров для отраслей экономики;
- повысить престиж обучения в ТиПО;
- создать условия для обучения в течение всей жизни, образования для всех;
- обеспечить кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими проектам
индустриально-инновационного развития страны; - обеспечить интеграцию в европейскую зону высшего образования;
- обеспечить интеграцию образования, науки и производства, создать условия для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий;
- реализовать комплекс мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизмы раскрытия потенциала молодежи.
Очевидно, что намеченные Программой широкомасштабные преобразования всех уровней системы образования возможны только в случае слаженных действий всех элементов её структуры.
В 2010 году казахстанские педагоги и школьники начинают осваивать новые ГОСО, учебные программы, что потребует своевременного и квалифицированно организованного
Знание выше перечисленных источников информации для педагогического работника важно, но недостаточно. Современная культурная ситуация требует понимания философских и методологических основ формирования системы образования; теоретических обоснований педагогических технологий; владения широким арсеналом методических приёмов, методикой работы с интерактивным оборудованием, диагностическим инструментарием для психологического сопровождения учебного процесса, выстраивания индивидуальной траектории развития личности ученика и собственного профессионального роста.
Парадигма «Обучение в течение всей жизни» имеет непосредственное отношение, прежде всего, к педагогическим работникам. Доступность информации, грамотно организованные педагогические интеракции, высокий уровень системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров являются необходимым условием для непрерывного профессионального развития педагогов. Именно мастерством воспитателя, учителя, преподавателя, методиста в значительной мере предопределяется динамизм развития, а, следовательно, и конкурентоспособность национальной системы образования.
Тамара Лахтина, главный редактор
Журнал «Мастер класса» № 1 2011
Источник: СК ИПК ППК
- 10759 просмотров