9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

О мудрой политике и духовном рвении

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

В городе Талдыкорган побывал с визитом Преосвященнейший Геннадий, епископ Каскеленский, викарий Астанайской и Алматинской епархии, ректор Алматинской духовной семинарии. Это замечательное событие свершилось в канун праздника входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение). Владыко Геннадий ответил на вопросы журналиста православной службы «Милосердие».

О мудрой политике и духовном рвении О мудрой политике и духовном рвении О мудрой политике и духовном рвении

Владыко вот уже почти год, как вы в Казахстане, Ваши впечатления о пребывании на земле Казахстанской, отличается ли менталитет православных Казахстана от православных людей России?

Я счастлив, что за этот год удалось побывать практически во всех областных центрах Казахстана. И люди и природа в Казахстане отличается и могу сказать, что лучше православных людей, чем в Алматы, Караганде я не встречал. Здесь люди очень открытые, я имею в виду православных, которые посещают Храм, люди достаточно образованные, живо интересуются богослужением и духовными вопросами. То есть, если мы возьмем рядового прихожанина в центральной полосе России, даже в областных центрах и рядового прихожанина храма Алматы или Караганды, то, конечно же, общий духовный и интеллектуальный уровень наших прихожан будет гораздо выше.

На это есть объективные причины. Все-таки русских православных людей здесь меньше и церковь для них это не только место для молитвы. Тем более это не такое место, каким часто предоставляется для жителей центральной полосы России, куда можно забежать, поставить свечки перед важным событием в жизни своей, заказать молебен о здравии болящего родственника, или заупокойное богослужение о каком-то почившем знакомом — и бежать дальше. Здесь не так! Здесь церковь это единственное место, где русский человек, укорененный в традиционной православной культуре, а к этой традиционной православной культуре я отношу и литературную классику 15 века и живопись и литургическое творчество, а также музыку церковную и светских композиторов и дворянскую культуру и городской романс — все это отношу к православной культуре. Так вот почувствовать себя по-настоящему в православной культуре, люди и могут только в Храме и близ Храма. Поэтому православные люди имеют здесь любую возможность для того, чтобы собраться рядом с Храмом, используя для этого какие-то подвалы, чердаки, сараи, собираются и стараются быть ближе к Храму и детей приводят в Храм.

Как строятся отношения религии с властью республики Казахстан, что Вас приятно удивило в этих отношениях?

Меня приятно удивило то, что среди представителей власти я еще ни разу не встречал проявлений пренебрежения или агрессии по отношению православия как такового и к православным людям. Да, в Казахстане построено много мечетей и происходит приобщение к Исламу значительных слоев населения, но не будем забывать, что здесь сильны традиции, заложенные еще Чингисханом. Империя Чингисхана, составной частью которой была Алтын Орда, Улус Джучи утверждала систему терпимости к людям всех религий. И как мне представляется у власть имущих, в Казахстане, гораздо в большей степени, чем у властей любой другой постсоветской республики, заложен принцип толерантности и принцип терпимости. Это традиционно для местной власти и традиции эти уходят корнями в 13 век. И мы видим поддержку, которую оказывает строительству Храмов сам Президент-Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев, а также акимы и руководители ряда городов и областей. Это чрезвычайно важно, потому что свидетельствует о государственной мудрости Президента Казахстана и его команды с одной стороны, а с другой, говорит о долгосрочных перспективах государства и общества. Проявляя толерантность и благорасположение к православным людям, власть создает себе задел на будущее, задел стабильности. Кроме того, государство, как известно из классиков есть аппарат насилия, и у него помимо поддержки традиционной религии, существует еще прямая необходимость, бороться с проявлениями агрессии, то есть ведется борьба против экстремизма, контроль над деятельностью групп ваххабитов. В рамках законодательства правительство пытается противостоять деятельности псевдо христианских и псевдо религиозных сект. Очень радует, что политика государства в этом плане также осуществляется твердо и целенаправленно. Мудрый руководитель всегда должен сочетать политику поддержки добропорядочных граждан страны путем создания им условий для реализации их потенциала, в том числе и духовного, а с другой стороны препятствовать экстремистским проявлениям. В Казахстане это сочетается и поэтому у этого государства будет светлое будущее.

Какое значение Православная Церковь в Казахстане придает воцерковлению славянского населения?

Я уверен, что именно здесь в Казахстане та максима, которая была высказана еще Ф. М. Достоевским: — «если ты русский, то обязательно православный!» — должна быть воплощена в жизнь скорее, чем в России. Потому что здесь для славянина, для человека святой Руси, т.е для русского, украинца, белоруса — возможность сохранить свою идентичность, свою культуру автоматически означает воцерковиться, потому что иначе, если он не воцерковится, он потеряет свою собственную культуру и его идентичность растворится либо в протестантской безликой среде, либо, что тоже вероятно, в местной традиционной исламской культуре, либо в тангрианской полу языческой. Только воцерковление сможет помочь человеку святой Руси (русскому, украинцу, белорусу), оставаться самим собой и я убежден, что через 2–3 поколения мы убедимся в справедливости этих слов.

В народе есть мнение, что слова русский и православный — синонимы, так ли это?

Это не синонимы в том смысле, что есть православные не только русские, есть православные и греки, и казахи, и корейцы. Но, русского человека по крови нельзя назвать русским по культуре, если он не имеет православной веры — вот это факт. Разве можно было назвать русскими тех людей, которые взрывали в революционные годы собственные Храмы, эти же люди потом в 20-х писали доносы и по этим доносам сажали в тюрьмы, ссылали в лагеря их родственников и знакомых?

Город Талдыкорган вы посещаете уже несколько раз, какие впечатления от посещения нашего города и какова цель нынешнего визита?

Первое посещение Талдыкоргана было связано с проведением замечательного детского фестиваля, инициатором которого стал отец Григорий Смурыгин. Для меня это были незабываемые волнительные минуты общения с детьми. Священнику вообще необходимо общаться с детьми, потому, что Господь обращается к нам в Евангелие: — будьте как дети! Это не означает, что у нас ум должен быть младенческий, это означает, что относиться ко греху мы должны, как относятся дети. Они еще не знают греха, он где-то мимо них проходит, далеко от них, то есть по уму взрослый человек христианин должен быть совершенный, мудрый, но как пишет апостол Павел: — «на злое будьте младенцами, чтобы зло не касалось ваших душ». И конечно, в детском лагере священник или человек приходит общаться с детьми, которые воодушевлены и общей молитвой, и общим созидательным трудом, и духом православной дружбы, и совместно осуществленными творческими проектами — все это одушевляет взрослых. Из этого детского лагеря я вернулся в Алматы вдохновленным, одухотворенным, почерпнув молодую созидательную энергию детей и подростков. Но, а в этот раз по благословению Владыки Митрополита мне пришлось совершить богослужение в день одного из самых любимых православных праздников — Вербное воскресенье, и я конечно был поражен большим количеством людей, которые пришли в Храм сжимая в руках веточки вербы — знак нашего почтения ко Христу и символ нашей веры в вечную жизнь. Как любой праздник церковный он сообщает новые силы, а праздник церковный помноженный на общение с большой дружной семьей талдыкорганских верующих (около 500 человек пришли в этот день в Храм), он, конечно, тоже мне надолго запомнится. Я очень рад, что довелось праздник Вербное воскресенье вести в этом первом по значению городе Алматинской области.

Беседу вела Янина Лариса

Талдыкорганский церковный округ

Категория: