Обобщение опыта работы «Эмоциональное благополучие детей в детском саду»
Комарова Елена Анатольевна воспитатель, высшая категория, стаж 27 лет. КГКП «Ясли-сад №16 г.Аксу» Казахстан, Павлодарская область |
1.Цель: Создать условия для эмоционального благополучия детей.
2.Актуальность: Современные дети испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми людьми. Они стали менее отзывчивы, не всегда способны понять чужие эмоции. Не могут выразить свои чувства.
3. Задачи: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду
4.«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В. А. Сухомлинский
5. Одной из важных здоровьесберегающих технологии является обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников. Главная задача каждого педагога в детском саду — создать такие условия, при которых каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно. С радостью приходить утром, играть со сверстниками, общаться с взрослыми, с удовольствием принимать пищу, спокойно спать и активно заниматься на занятиях.
6.Каждое утро в детском саду начинается с приема детей. Не всегда дети, особенно малыши легко расстаются с родителями, плачут, не хотят заходить в группу. Для того, чтобы заинтересовать их, мы разместили при входе в группу «зеркало хорошего настроения». Объяснили детям, что если улыбнуться, зеркало сохранит твое хорошее настроение. Проходя мимо него, дети стараются улыбнуться себе в зеркало. Это всегда веселит их и вызывает радость. Хорошее настроение охраняет собачка, которой дети придумали забавную кличку «Хвостик». В течении дня дети стараются чаще улыбнуться себе в зеркало, а следовательно поддерживают свое хорошее настроение.
7.Если утром ребенок приходит в группу не в духе, я стараюсь исправить эту ситуацию. Для этого у нас создана «коробочка плохого настроения» , в которую ребенок «помещает» свое плохое настроение, говоря что то или просто представляя, что отправляет свою обиду или раздражение в закрытое пространство и этим освобождается от негативных эмоций, а встряхивание закрытой коробочки, поддержка друзей и рассматривание смайликов с эмоциями помогает забыть об огорчениях.
8.В течении дня покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Не всегда дети после подвижной игры, развлечения, физкультурного, музыкального занятий могут успокоится и справится с эмоциями. На помощь приходят такие технологии как: музыкатерапия, сказкотерапия, игры с песком. Предлагаю детям послушать спокойную музыку. (очень подходят композиции Чайковского из серии «Времена года», звуки природы, пение птиц: при этом можно закрыть глаза, представить что находимся в лесу, на речку, в горах.
9.Хорошо послушать интересную сказку, сидя на ковре, обсудить поступки героев, разыграть понравившиеся эпизоды. Предлагаю детям поразмышлять, как бы они поступили на месте главного героя? Почему? обсудить, чему научила их эта сказка. Так я приучаю детей осмысливать свое поведение и думать как можно было поступить в данной ситуации. Постепенно дети отучаются от необдуманных действий, поступков, учатся думать не только себе, а замечать окружающих.
10.Большое значение для сохранения психологического благополучия детей имеет песочная игротерапия. Удивительное влияние песочной игротерапии на непоседливых и гиперактивных детей. Игры с песком успокаивает, пробуждают фантазию, развивают мелкую моторику, создает заинтересованность в результате игры. Стоит только заинтересовать детей идеей «построить волшебный замок, найти клад в песке, вылепить угощение для гостей и многое другое», а детская фантазия подскажет новые идеи, новые замыслы.. В теплое время года любимым местом для детей на прогулке является песочница. Для игр с песком дети обьеденяются в группы, проникаются общей идеей и радуются результатам. В холодное время игры с песком переносятся в помещение группы. Для игр оборудована мини песочница, есть набор формочек, совочков, мелкие игрушки.
11.Бывают такие моменты, когда спокойные, уравновешенные дети чувствуют усталость, раздражение, находясь постоянно среди шумных непоседливых сверстников и нуждаются в покое и тишине. Для этого в группе создан уголок «Уединения», где ребенок может найти себе занятие по душе. Предлагаю для снятия напряжения «игрушки- антистресс» (воздушные шарики, наполненные мукой, песком, крупой) , которые очень нравятся детям, успокаивает, а также развивает мелкую моторику рук, что тоже очень важно, можно поиграть в настольные игры, сложить пазлы, мозаику одному или с другом, порисовать.
12.Здесь есть альбом «Радуга настроений», в которых ребенок может выразить свои эмоции, выполнив предложенные задания «Нарисуй колобка в различном настроении», «Раскрасить платье для грустной и веселой девочки» , «Раскрась вагончики в поезде в соответствии с настроением пассажира» Это побуждает детей проявить ассоциации цвета и настроения, помогает выявить у воспитанников различные состояния: тревогу, переживания, агрессию.
Предлагаю нарисовать предметы и события, которые создали ту или иную эмоцию. Выполняя это задание дети учатся анализировать события и действия, вызывающие радость, грусть, удивление, страх.
13.Использую в своей практике Когнитивные схемы эмоций, (обработка информации и анализ) с помощью которых побуждаю детей анализировать картинку. Замечать не только события, которые привели к такому результату (мальчик нашел большой гриб и радуется) , а еще учиться обращать внимание на мимику, пантомимику, жесты персонажей: «Хлопает в ладоши от радости» «развел руками от удивления» и т. д. Это помогает детям научиться быть внимательными друг к другу, замечать эмоции, чувства окружающих, уметь анализировать происходящее.
14.Для индивидуальной работы с детьми применяю дощечки с разной поверхностью (гладкая, шершавая, меховая, рифленая и т. д.) рассказывая какой-то сюжет, прикасаюсь к руке ребенка определенной поверхностью (пушистая кошечка — мех, дождь — гладкая прохладная поверхность, дорожка — неровная) . Это позволяет «прочувствовать» услышанное, создать определенный образ.
15. Очень полюбилась детям «конфетка-мирилка», с помощью которой можно помириться с товарищем. Встретившись руками, пожать их друг другу и сказать добрые слова или попросить прощения. Не каждый ребенок соглашается попросить прощения у товарища, а с помощью такого приспособления это делается с радостью.
16. Для детей замкнутых эмоционально предлагаю такую игру «Кто в домике живет?» цель данной игры: на ощупь, в домике найти игрушку и узнать или предположить, кто это может быть. Если ребенок затрудняется, можно дать подсказку. Узнавание хозяина домика вызывает радость у детей, желание продолжить игру. Это развивает мелкую моторику, мышление и вызывает положительные эмоции.
17.В своей работе я часто использую игры-тренинги. Они создают атмосферу доброжелательности, радости общения. Такие игры как «Подари настроение», «Сундучок добрых пожеланий» — помогают детям раскрыть свои эмоции, поделиться с друзьями своим настроением. Упражнения «Зеркало», «Сороконожка» — сплочают детей, учат согласовывать свои действия с коллективом, быть внимательнее друг к другу.
18. Хорошей традицией в группе стал обычай — «Круг хороших воспоминаний».. Во второй половине дня предлагаю всем детям сесть в круг. на стулья или на ковре, чтобы вспомнить события прошедшего дня. Я побуждаю детей рассказать что нибудь хорошее о своих товарищах, похвалить их. Главное, чтобы ребенок услышал о себе что-то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие-то достоинства. Тем более приятно услышать это от своих друзей. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения.
В результате такой работы видно как дети становятся более открытыми, легче идут на контакт, общаются со сверстниками и взрослыми, чувствуют себя комфортно в течении всего дня в детском саду.
- 25701 просмотр