Обобщение опыта работы по теме: Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста на основе использования карт Проппа
Овчаренко Марина Петровна воспитатель, стаж 32 года, высшая категория, КГКП «Ясли–сад № 24 города Аксу» Павлодарская область, город Аксу |
Для современного дошкольного образования основной целью является обеспечение комплексного развития ребёнка и усвоение им ключевых компетентностей, которые должны базироваться на общечеловеческих и национальных ценностях. Именно их развитию отводится ведущее место в Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения.
Развивая коммуникативную компетентность ребенка, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.
Реформирование системы дошкольного воспитания изменение приоритетных направлений заставляет воспитателей изменять и совершенствовать устоявшиеся традиционные методы и формы работы с детьми. Воспитатель сегодня должен быть в постоянном поиске педагогических идей, современных технологий, авторских методик, способных процесс обучения сделать игровым, а значит интересным для ребёнка и успешным для реализации поставленных целей. Формируя коммуникативную компетентность, детей педагог должен учитывать то, что она включает в себя:
- умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми;
- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
- умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способами.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что сформированность коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Практика показывает, что дети испытывают затруднения в выражении своих мыслей, не умеют говорить перед аудиторией, т. е. сложно формируется процесс развития монологической речи. Это проявляется в повышенной тревожности, агрессии, неумении договориться, видеть особенности сверстника, невозможности осуществлять совместную деятельность. Тревожным сигналом является и тот факт, что большое количество дошкольников реальному общению и совместной игре со сверстниками предпочитают общение с компьютером. Исследования показывают, что 40 % современных дошкольников на вопрос «В какие игры ты любишь больше всего играть?» отвечают, что предпочитают компьютерные игры.
Научная новизна состоит в использовании материала казахских народных сказок как основы воспитания патриотизма и нравственных качеств у дошкольников.
Исходя из актуальности была определена цель.
Цель:
Использовать карты Проппа как основу формирования коммуникативной компетентности дошкольника.
Реализация поставленной цели возможна через решение следующих задач:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь через расширение и активизацию словарного запаса.
2. Формировать словесно-логическое и наглядно-образное мышление, развивать умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
3. Развивать интерес к казахскому национальному фольклору.
4. Способствовать повышению поисковой активности.
5. Воспитывать нравственные качества: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.
Принципы использования карт Проппа:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (со 2 младшей группы — по сюжету сказки выделять главных героев положительных и отрицательных — 2 карты).
2. Принцип постепенности (вначале карты по сюжету — цветные, далее вводятся схематические не более 5 во время знакомства с новым произведением.
3. Принцип доступности (совместное выделение узловых моментов сказки, подбор символов).
Работа с картами Проппа проводится поэтапно.
I. Знакомимся с жанром «сказка» — ее отличие от других жанров, вычленяем структуру — «композицию» сказки; обращаем внимание на выразительность и образность языка сказки.
II. Играем в игры, которые помогут освоить карты (приложение 1).
III. Знакомим с картами-функциями — в начале они могут быть красочными, затем схематичными (предлагаемые карты изготовлены на основе интернет-ресурса, приложение 2).
IV. Читаем сказку, выкладываем карты, для начала используем 4-5 карт, постепенно карты-функции добавляются.
V. Пересказ, рассказывание сказок (приложение 3).
VI. Самостоятельное сочинение сказок: оговаривается сюжет, выбирается герой, вредитель, место действия и т. д. (количество карт не ограничивается).
VII. Формы и приемы работы с картами воспитатель выбирает по виду деятельности. Особенность карт Проппа заключается в том, что ребенок является не просто пассивным слушателем, а выступает в роли энергетического центра творческой деятельности, а в последствии и автором своих собственных сказок.
Правила работы с картами.
1. Чтение сказки, разделение ее на смысловые части с детьми.
2. Читая новую сказку, используем 3-5 карт.
3. Добавляем новые карты-функции постепенно.
4. Использование разных вариантов работы:
— с индивидуальным набором карт;
— с демонстрационным набором карт;
— сочинение (рассказывание, пересказ) по очереди;
— сочинение (рассказывание, пересказ) группами;
— рассказывание с середины, с конца;
сочинение собственных сказок.
Ожидаемый результат:
В процессе работы с картами дети учатся:
— определять жанр произведения;
— запоминать последовательность сюжета;
— выделять основное содержание;
— выстраивать схему содержания, опираясь на карты;
— уверенно манипулируют картами;
— повышается активность в речевом общении.
- 9473 просмотра