Одноразовая жизнь. Как выбирать бытовую технику
«Ребят, ну зачем вам такая дорогая навороченная микроволновка? Вы же в ней в итоге только разогревать и будете! А пылесос выбираете под тыщу долларов? У вас что, исключительно светлая мягкая мебель и вы уверены, что выучите все его функции? Не нужно все это, берите дешевле, смотрите на то, как вы будете использовать. Да и не починит дорогое вам никто…» Часто ли мы слышим такие слова из уст
И хотя соседей уже не сразишь наповал (сами такие!) дорогущим супернавороченным утюгом или стиралкой за тысячу долларов, покупать дорогую бытовую технику мы не перестаем. И зачастую делаем это несмотря на то, что имеющаяся в доме все еще работает. Мы выбрасываем почти новые вещи, отказываемся от починки, если наши домашние помощники нуждаются в ремонте. Почему проще выкинуть, чем починить?
«У меня утюг почти тридцать тысяч тенге стоит, — рассказывает одна моя приятельница, — и тут поломался, а
А это все происки рекламы, утверждают сами же рекламщики. Все в угоду производителю. И чтобы в нас с быстротой молнии развился культ потребления. Кому выгодна одноразовая жизнь вещей? Основной закон капитализма «расширенное воспроизводство» знают все, кто хоть мало—мальски углублялся в учебник по экономике. Новых рынков для расширенного воспроизводства больше нет, территория планеты освоена практически на все сто. Теперь расширение возможно только вовнутрь за счет времени жизни товара. Сокращение полезного срока действия вещи в рекламе объяснят удобством, экологичностью и безопасностью. Представьте, что вы, как раньше, купили холодильник, а он лет двадцать не ломается… Получается, что клиентом магазина бытовой техники (читай — потребителем продукции) вы два десятка лет не станете. А куда девать холодильники, которые завод еще выпустит? И чинить невыгодно, зачем производителю запчасти поставлять, опять же, почините свою вещь и опять новую не купите! А тут вам годика через два — «революционно новая модель!!!» Как не купить?
На сайте одной известной фирмы по производству электрических чайников с завидной регулярностью появляется одна и та же жалоба: через два года после использования в этих чайниках ломается одна и та же пластиковая деталь тяги, связанная с включателем. В одном и том же месте, которое даже на вид более тонкое. Такое ощущение, что производитель программирует срок поломки. Не короткий, чтобы не разлюбили марку, но и не долгий, чтобы купили следующий чайник. И на протяжении многих лет ничего не меняется — деталь у чайника все такая же тонкая… Вот такие секреты производителя.
Но и ту бытовую технику, которую можно исправить, все та же реклама приучает нас не чинить. Приходит в рекламном ролике мастер и вместо того, чтобы чинить машинку, «фигачит» ее, извините, напополам болгаркой. Картинка так и врезается в мозг. А в точно такой же ситуации, когда рекой из стиралки вода хлынула, сосед мой Виктор Палыч, благо руки растут у него из нужного места, разобрал родимую, увидел, что слив у машины забился, вытащил оттуда скрепку, монетку и два маленьких камушка. Все, работает, как миленькая…
В моей ситуации было куда проблемнее. Моя стиралка, к слову, не дорогая, после трех лет эксплуатации встала как вкопанная. Давай мастера искать по объявлениям. Пришел, раскрутил, оказалось, накрылся трансформатор — это который на панели управления, там, где все кнопки, только изнутри. И мастер был неплохой, и починил бы мне автомат, если бы не производитель… Всю эту электронику изготовитель моей стиральной машины залил карболитом, такой сорт пластика, пуленепробиваемый, и все это якобы для пожаробезопасности. Пришлось менять весь блок управления целиком, ремонт обошелся в треть стоимости «помощницы».
«Но вы пришли, и в причине разобрались, — интересуюсь у
«Служба быта всегда была дорогая, даже в советское время, — тут же вспомнил наш мастер, — ремонт, если ты не способен сделать его сам, всегда был и будет стоить очень дорого. Раньше детали продавали
Так оно, конечно, и было. И ремонтом сложной техники занимались инженеры. Сейчас
Елена Бояршинова
Источник: Отырар.kz
- 6523 просмотра