Организация диагностической деятельности Кабинета психолого-педагогической коррекции
Герцен Юлия Александровна методист, педстаж 25 лет КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» Житикаринский район Костанайской области |
На современном этапе развития системы образования детей с ограниченными возможностями в развитии на первый план выдвигается создание оптимальных условий для комплексного лечения, коррекционной и социальной адаптации, воспитания и обучения с учётом особенностей психофизического развития каждого ребенка. В этом и заключается основная цель деятельности Кабинета психолого-педагогической коррекции (КППК).
Коллектив КППК в своей деятельности руководствуется следующим положением:
Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть определенных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь в развитии и воспитании.
Именно для этих целей коллективом КППК была разработана методика диагностирования развития детей с ограниченными возможностями, которая позволяет очень ёмко и точно определить особенности развития ребёнка и спланировать траекторию его дальнейшего развития.
Диагностика — один из методов обследования человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы»
Существенное значение для диагностики психологического развития имеет история развития обследуемого ребёнка (анамнез).
Процедура диагностики состоит из 2 этапов:
1) сбор психодиагностической информации;
2) определение выводов и составление индивидуальной карты развития ребёнка.
Существуют 2 способа получения информации
1) краткое более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов);
2) длительное изучение человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения.
Основные принципы психологического диагностирования:
1. Принцип доброжелательного отношения к ребёнку, предусматривающий выражение эмоциональной теплоты и уважения, умение принять ребёнка таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение.
2. Принцип поддержки семейного воспитания, пропаганда и формирование в родителях ответственности и активности в деле воспитания и развития своих детей.
3. Принцип опоры на возможности каждого ребенка, его онтогенетический потенциал.
4. Принцип построения работы с ребенком с учетом его возможностей, а не дефицитов в рамках профилактики и развития, а не коррекции.
Этапы подготовки и проведения диагностики ребёнка
Этапы |
Алгоритм работы |
Результат |
Ответственный |
Подготовительный
|
Цель: сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Предмет изучения: — запрос родителей (законных представителей) и жалобы ребенка; — данные о развитии ребенка, краткие сведения из анамнеза; — сведения об условиях развития и воспитания ребенка; — анализ ситуации социального окружения ребенка |
Построение гипотезы |
Заведующая |
Организационный
|
оформление личного дела; — изучение первичной документации; — знакомство родителей (законных представителей) с основным содержанием, направлениями коррекционно-развивающей работы, обозначение предполагаемых результатов; — заключение договора с родителями (законными представителями) на проведение диагностико-коррекционно- |
Заключение договора; оформление необходимой документации; зачисление |
Заведующая Методист |
Этап диагностики |
Цель: выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: — диагностика уровня социальной адаптации, бытовых навыков и умений; — углубленная диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; — диагностика речевого развития; — педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; — определение уровня актуального развития; — фиксирование характера отклонений в развитии; — выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития; (результаты фиксируются в протоколе командной оценки ребёнка). |
Сбор диагностических данных об индивидуальных особенностях развития ребенка. Выявление зоны ближайшего и актуального развития. |
Педагоги-специалисты. |
Этап разработки Индивидуальной развивающей программы |
Цель: составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы. По данным заключений в результате углубленной диагностики «команды» специалистов составляется и утверждается индивидуальная развивающая программа (ИРП), разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. |
Составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Определение |
Заведующая Педагоги-специалисты |
Этап динамического изучения |
Реализация программы через различные формы работы: — индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом — различные тренинги (в зависимости от проблемы); |
Максимальное использование личностного ресурса ребенка и интеграция его в образовательное пространство. |
Педагоги-специалисты |
Конечная оценка результатов |
Мониторинг эффективности реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ. |
Составление аналитических материалов |
Педагоги-специалисты Методист |
Педагоги-специалисты КППК разработали комплекс диагностических заданий, для определения уровня психофизического развития ребёнка с приложениями.
Например, предлагается протокол командной оценки ребёнка педагогом-логопедом
Протокол командной оценки учащегося (йся) 1 класса
Фамилия имя ребёнка___________________________________________________
Дата обследования ___________________________
Задание |
Цель задания |
Выполнение ребёнком |
Речь ребёнка |
Запас общих знаний и представлений Как тебя зовут? Ты девочка или мальчик? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Как называется город, в котором ты живешь? страна? Какого человека называют плохим? хорошим? Приложение №1 |
Выявить знания и представления об окружающем, их предметах и явлениях
|
|
|
Знание букв, чтение, пересказ таблица Зайцева и письмо Приложение № 2, 3 |
Выявить навыки чтения, пересказа и письма. |
|
|
Составить фразы из слов: Оля, платье, кукле, новое, сшила. |
Умение составлять предложения
|
|
|
Связная речь Составить рассказ по картинке Приложение № 4 |
Выявить критерии: — смысловая целостность рассказа, — лексико-грамматическое оформление, — самостоятельность выполнения задания |
|
|
Приложение 1-4
Список литературы:
1. Большой психологический словарь. 2004 г.
2. Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии.2013
3. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. Л.М. Шипицына. СПб., 1999
4. Нарушение письменной речи у младших школьников. И.Н.Садовникова.1962
5. Тесты на готовность школе ребёнка 6-7 лет. Ю.Соколова. 2009
- 16853 просмотра