9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Булавская Валентина Анатольевна учитель начальных классов КГУ «Школа-гимназия № 2» акимата г. Усть-Каменогорска ВКО

Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Деление на группы участников семинара

Учитель поочередно вызывает из группы людей обладающих каким-либо качеством. Группу нужно поделить на 5 микрогрупп по 6 человек.

Сначала учитель вызывает 5 самых смелых участников. (Их в дальнейшем можно назначить капитанами). Они встают лицом к группе. За их спинами капитанов (в шеренгу) встают «самые красивые», их учитель также вызывает из общей группы. Далее за спинами «красивых» встают «самые умные» и т. д. Вариации характеристик могут быть самые разные: самые творческие, самые сильные, самые креативные. В конце разделения останется несколько человек — самые осторожные. Им можно предложить самостоятельно выбрать группу. Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не похожих друг на друга людей.

1. Самые смелые (капитаны)
2. Самые креативные
3. Самые умные
4. Самые красивые
5. Самые осторожные

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача — помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И. Г. Песталоцци

Познавательная активность и познавательная самостоятельность — качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Американские социологи проводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончивших школу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10% опрошенных правильно ответили на вопросы.
Результаты этого исследования подтолкнули российского педагога Милослава Балабана сделать вывод: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы ни старались — обучаются успешно только 10%. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит.50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях.

И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на90%. Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств, т. е. способы познания у разных людей разные.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

Активные методы обучения предполагают групповую форму работы. Применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.

Технология группового обучения

Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Цель технологии группового обучения — создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Групповые приёмы работы формируют базовые компетентности:

  • информационная
  • коммуникативная
  • кооперативная
  • проблемная
  • рефлексивная

Группа — это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели. Герман Константинович Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания.
1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.
II. Групповая работа.
4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
5. Распределение заданий внутри группы.
6. Индивидуальное выполнение задания.
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой — замечания, дополнения, уточнения и обобщения.
III. Заключительная часть.
9. Сообщение о результатах работы в группах.
10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Виды групповой работы

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания

Дифференцированная групповая работа выполнение различных заданий разными группами. Предлагается составить кластер.

РАБОТА В ГРУППЕ — Составить кластер

1 группа — правила работы в группе
2 группа — алгоритм работы в группе
3 группа — Распределение ролей в группе
4 группа — трудности в организации работы
5 группа — оценивание в группе

Алгоритм работы в группе

1. Повторение задания для осознанного понимания.
2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
5. Совместное принятие решения.
6. Анализ решения. Оформление.
7. Проговаривание в группе выступления.
8. Представление решения.

Роли в группе

  • ЧТЕЦ — читает вслух;
  • СЕКРЕТАРЬ — записывает что-то от лица группы;
  • ДОКЛАДЧИК (спикер) — у доски рассказывает, что решила группа;
  • ПЛАНИРОВЩИК — исследует условия задачи и планирует работу;
  • ХРОНОМЕТРИСТ (тайм-спикер) — следит за временем.

Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

• озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
• следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
• ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
• уделять особое внимание детям, непринятым в классном коллективе

Правила работы в группе

  • Проявляй активность.
  • Слушай друга, не перебивая.
  • Говори спокойно и ясно;
  • Говори только по делу;
  • говори по очереди;
  • реагируй жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • обращайся к другу по имени.

Провели работу по основным организационным моментам групповой работы. А сейчас подробнее остановимся на способах деления на группы. Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько ’’сильный’’, сколько терпеливый и доброжелательный партнер.

Прежде всего, нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.
Определены принципы формирования групп:

  • стихийно.
  • по интересам:

а) желание (дружба);
б) по отношению к проблеме, к предмету;
в) по уровню познавательной активности: одноуровневые — разноуровневые

  • слабые и сильные

Количество людей в группе

1 — 2 класс — 2-3 человека
3 — 4 класс — 4-5 человек

Важно помнить!

Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т. д.

При определении количества обучающихся в группе целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе, а именно, по мере приобретения соответствующего опыта количество обучающихся в группе может увеличиваться.

Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми и иметь больше шансов проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе.

При организации групповой работы особое внимание нужно обратить!

  • Жесткая регламентация времени на группообразование.
  • Нормирование будущей работы.
  • Четкость и внятность поставленной задачи.
  • Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
  • Недопустима группа из одних только слабых учеников.
  • Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
  • Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
  • Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

Способы деления на группы

1) На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

Традиционные способы деления на группы:

1. «По желанию» — т. е. учащиеся сами определяют, с кем они будут работать и объединяются в группы. Способ представляется элементарным, не требует от учителя специальной подготовки, но состав групп, как правило, одинаков.

2. «Как сидите» — т. е. группы формируются по «территориальному признаку» — вместе работают учащиеся, сидящие за одной партой; пары, сидящие за соседними партами; учащиеся, сидящие на одной колонке и т. д. (Способ экономичен по времени, не требует пересадки) Трудности метода: постоянный состав групп; привыкание учащихся; замкнутая коммуникация отдельных учащихся.

2. Приклеивание на спинки стульев до начала занятий карточек с символами или номерами групп. К примеру: обратить внимание на стикеры, которые наклеены на внутренней стороне стола. Какого он цвета? Собраться в группы.

Игры на сплочение группы

Игры и упражнения на сплочение группы являются важной частью при организации групповой работы.

Цель — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.

1. «Печатная машинка»

Прежде чем вы начнете работу в группе, я хочу, чтобы вы придумали слово из 6 букв, теперь каждый произнесет одну букву из этого слова по порядку, после каждой буквы хлопок в ладоши.

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

2. «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к свое¬му автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).

3. «Что в нем нового»

Инструкция: Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 минуты. Затем трехминутная пауза. А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить.

4. «Озеркаливание»

Инструкция: Выполните четыре несложных задания, точнее, сымитируйте их выполнение. Задания следующие:

— пришиваем пуговицу;
— вырезаем круг;
— печем пирог;
— выступаем в цирке.

Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем партнеры встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, то есть будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры поменяются ролями.

5. «Без маски»

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»
«Верю, что я...»
«Мне бывает стыдно, когда...»
«Особенно меня раздражает, что я...»
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...» и т. п.

6. «Как учитель скажет» — т. е. группы комплектуются учителем по своему усмотрению сильный/слабый, девочки/мальчики, учащиеся, которые дружат между собой/учащиеся, находящиеся в оппозиции и т. д. Такой способ представляется методически целесообразным, однако не всегда не эффективен, т. к. опосредуется межличностными отношениями обучающихся («Я с ним работать не хочу» и т. д.).

7. «По списку», т. е. учитель делит класс на группы формально

  • по списку журнала, например А-И, К-О и т. д.
  • по первой букве имени или фамилии

Например:
1-й стол — буквы А, В.
2-й стол — буквы Л, М.
3-й стол — буквы П, Ж, Л, Б, К.
4-й стол — буквы Д, С.

8. Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки — получилась группа.

9. Загадки. Учитель назначает командиров групп — например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

10. Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд — лень, правда — ложь и т. д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

11. Лото. Дети берут картинки лото и ищут «свое» место на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т. д.

Нестандартные способы деления класса на группы

1. Цитата печатается/пишется отдельно на листе красного, синего, зеленого, желтого или других цветов. Листы разрезаются. Учащиеся с закрытыми глазами вытаскивают по 1 листку, объединяются в группу «по цвету», т. е. синие с синими, красные с красными и т. д. и собирают цитату.

Способ достаточно эффективен, т. к. в момент, когда обучающимся становится известен состав группы, их основная цель — максимально быстро собрать цитату из фрагментов, и времени на оценку участников группы и высказывание своих пожеланий нет. А достигнутый общий результат — совместно собранная цитата — объединяет и сплачивает группу, создавая благоприятные условия для дальнейшей совместной работы.

2. «Объединение в группы» по знакам Зодиака или соответствующим стихиям — вода, земля, воздух, огонь. Данный способ дает возможность провести небольшой эксперимент в классе — выявить, есть ли какая-либо зависимость между знаком зодиака и отношением человека к той или иной идее социального характера, т. е. определенными личностными качествами человека. Аналогично в целях развития у детей наблюдательности и формирования базовых исследовательских умений можно делить группы по принципу девочки/мальчики; ученики, проявляющие интерес к гуманитарным предметам/ученики, проявляющие интерес к техническим предметам и т. д.

3. Расчет. Деление на «первый-второй»

Группа стоит в шеренге или в кругу и делится на первый, второй, третий, четвертый...

Этот способ можно украсить, если деление производить на каком-нибудь иностранном языке. Для этого можно обратиться к группе, кто-то наверняка умеет считать на иностранном языке.

По такому же принципу можно разделить группу на фрукты, например на апельсины, яблоки и груши.

4. Деление по качествам

Учитель поочередно вызывает из группы людей обладающих каким-либо качеством.

Например, группу нужно поделить на 4 микрогруппы. Сначала учитель вызывает 4-х самых смелых участников. (Их в дальнейшем можно назначить капитанами). Они встают лицом к группе. За их спинами капитанов (в шеренгу) встают «самые красивые», их тренер также вызывает из общей группы. Далее за спинами «красивых» встают «самые умные» и т. д. Вариации характеристик могут быть самые разные: самые творческие, самые сильные, самые креативные. В конце разделения останется несколько человек — самые осторожные. Им можно предложить самостоятельно выбрать группу. Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не похожих друг на друга людей.

5. Выбор лидера

Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они становятся, капитанами и начинают поочередно из общей группы набирать себе членов команды.

Проблемы деления на группы

В классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить).

Деление по произвольным признакам

Можно объединять людей в группу по одному произвольному признаку, например, по временам года, цвету волос, одежды.

Если группа достаточно большая и нужно поделить ее на две подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой, те, кто родился летом и т. д. Далее, объедините подгруппы по своему усмотрению. Важно территориально обозначить место, куда будут собираться группы.

1. Игра «Атомы и молекулы»

Каждый из участников объявляется одиноким атомом, блуждающим в пространстве.

Участники совершает «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но по команде тренера атомы объединяются в молекулы.

Число атомов в молекуле называет учитель.

2. Деление на двух и более персонажей

Например, Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье. на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

3. Разноцветные стикеры

Участники встают в круг и закрывают глаза. Учитель прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде учителя все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

4. «Звуки Му»

Вся группа превращается в животных. Вначале учитель должен поделить всех на «первый-второй-третий-четвертый», потом назначает каждого каким-либо животным. Например, первые становиться кошками, вторые — собаками, третьи коровами, четвертые — ослами. Количество животных должно равняться числу нужных групп. Задача группы, после команды учителя найти своих сородичей. Говорить нельзя, а можно только воспроизводить звуки своего животного. Группа объединяется в стаю, и объявляет о своей готовности.

5. «Сегментация круга»

Учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.

6. «По жребию» в корзине могут находиться:

• листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
• предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
• геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
• изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
• изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
• названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
• а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета. (что относится к имени существительному, глаголу, прилагательному)

7. Внешние признаки детей:

• цвет одежды, рюкзаков,
• наличие галстуков,
• часов, заколок, украшений и проч.
• команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.

8. «Мозаика»

Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).

9. Роли, предпочтения

Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и т. д.)

10. «Случайный выбор компьютера»

списки групп формируются компьютером произвольно. Предполагается наличие в классе компьютера и соответствующих программ.

11. «Шесть шляп»

К доске прикреплены рисунки шляп разного цвета (можно: колокольчики, цветочки, листья, плоды и т. д.) по счету равные количеству создаваемых групп. Каждый цвет подразумевает определенную трудность задания. Под каждой из шляп прикреплен текст с заданием, написанным достаточно крупно, чтобы было видно с последней парты. Каждый ученик сам выбирает свою шляпу, ориентируясь на задание. Таким образом, формируются группы. Например: группам предлагаются следующие задания по предмету окружающий мир 4 класс, тема: «Природные зоны нашей страны. Обобщение».

Белая шляпа — объективно перечислить события, признаки, факты, условия, назвать конкретное правило, прочитать. (Перечислить природные зоны, показать их на карте. Объяснить смену природных зон).

Красная шляпа — выразить свои чувства эмоции, дать оценочные суждения по поводу конкретного материала, правила. (Вы много узнали об охране природы в разных природных зонах. Что вас особенно взволновало?)

Черная шляпа — выделить проблемы в тексте, выводы по правилу, факту, закону. (Используя Красную книгу, назовите редкие виды растений и животных нашей страны. Встречаются ли такие виды в нашем крае? Как их нужно охранять?)

Желтая шляпа — обобщить весь материал. (Объяснить на примерах, что такое природное равновесие. Почему знания о природном равновесии помогают охранять природу?)

Зеленая шляпа — в творческой форме представить изучаемое правило, придумать окончание текста. ( Сформулировать правила поведения в природе и изобразить их графически)

Синяя шляпа — сформулировать общие выводы, проанализировать ряд правил, перейти к незнакомому материалу. (Какой ущерб может принести природе твоего края хозяйственная деятельность человека? Что делается, чтобы эти отрасли народного хозяйства не причиняли ущерба природе?)

— Я предлагаю вам выбрать одну шляпу. В шляпе цитаты известных людей. Соберите цитату как можно быстрее.

Белая шляпа — Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.
(Георг Зиммель)

Красная шляпа — Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.
(Джордано Бруно)

Оранжевая шляпа — Век живи — век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
(Козьма Прутков)

Желтая шляпа — Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. (Конфуций)

Зеленая шляпа — Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь? (Квинтилиан)

Синяя шляпа — Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. (Конфуций)

Заключение

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т. е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же — повышается творческий потенциал.

4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления — контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи.

Список литературы:

1. httpss://festival.1september.ru/articles/579384/
2. Современные педагогические технологии на современном уроке" [Текст]: составители: И. И. Полтава, Г. И. Козлова — Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009 г. — 35 с.
3. httpss://www.selevko.net/1contents.php
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М. : Народное образование, 1998.
5. Цукерман Г. А. Учебное сообщество — путь к учебной самостоятельности. — URL: httpss://www. experiment.lv/rus/centre/news/images/2004/zukerman/u4ebnoe_soobschestvo.

Категория: