Организация группы продленного дня, как метод педагогической поддержки учащихся с ООП
Байбусинова Зарина Жаксылыковна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель-дефектолог, педагог-модератор, КГУ «Средняя школа №2» СКО г.Петропавловск Чернышова Алина Евгеньевна, учитель-дефектолог, б/к, КГУ «Средняя школа №2» СКО г.Петропавловск |
Особые образовательные потребности (ООП) — понятие, получившее распространение в большинстве стран мирового сообщества, поскольку, соответствуя принципам инклюзивного образования, позволяет сосредоточить внимание школы на создании условий для успешного обучения каждого ученика. В Казахстане к детям с ООП относят тех, кто «испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем и нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования».
В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования (начального, основного среднего и среднего) для учащихся, которые испытывают трудности в обучении, создаются специальные условия. Открываются специальные и инклюзивные классы в общеобразовательных школах с организацией группы продленного дня, которая способствует формированию воспитывающей образовательной среды.
Целью группы продленного дня является оказание всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в учении, воспитании и развитии творческих способностей учащихся; максимальном развитии личности ребенка; целенаправленном развитии у ребенка познавательных процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Группа продленного дня осуществляет свою деятельность согласно утвержденному плану и имеет свой режим дня, цели и задачи. Кроме выполнения домашних заданий учащиеся принимают участие в тематических воспитательных мероприятиях, творческих проектах, посещают музеи, театры и др.
На первых этапах работы с ребенком в группе продленного дня воспитатель-дефектолог использует метод «рука в руке» — метод физической помощи, когда взрослый помогает ребёнку. Применение данного метода помогает наладить эмоциональный контакт с каждым ребенком, создать комфортные условия, атмосферу дружелюбия, взаимопомощи и доверия. Хорошее настроение — залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов в учебе.
Не менее важным направлением в работе воспитателя ГПД является ориентирование на организацию успеха ребёнка в учебной деятельности, путем опоры на его положительные, сильные качества.
Игротерапия, как психолого-педагогическая технология обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, применяется воспитателем ГПД. Одна и та же игра может быть направлена на коррекцию нарушений и в тоже время выполнять дидактическую задачу, развивать память, мышление, внимание.
Дети очень любят учиться, играя, ведь для их возраста характерны яркость непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.
Даже неуверенные учащиеся с удовольствием берут на себя те или иные роли, тем самым вовлекаясь в учебную деятельность и преодолевая личностные психофизические нарушения.
Дети учатся работать в группах, с увлечением идут к конечному результату игры, развивая свою познавательную активность. Игровые занятия строятся от простой игры к сложной, в зависимости от возможностей и способностей детей.
Дидактические игры используются воспитателем — дефектологом для закрепления материала, совершенствование определенных познавательных способностей.
С 1 по 2 класс осуществляется плавный переход от игры с предметами (на основе наглядно-действенного мышления) к словесным формам (с опорой на наглядно-образное мышление).
При организации воспитательных мероприятий, воспитатель ГПД разучивает с детьми различные песни, танцы, сценки, что является важным условием в развитии коммуникации и социализации учащихся. Дети получают положительные эмоции, похвалу, аплодисменты приобретают навык поведения в данных ситуациях, развивают свои творческие способности, что благоприятно сказывается и на учебной деятельности учащихся.
На практике опробован такой метод работы, как вовлечение учащихся с ООП в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений с одноклассниками.
Список использованной литературы
1. «Должностная инструкция воспитателя ГПД». Журнал «Начальная школа». — Издательский дом «1 сентября», 2005. — № 1.
2. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004.
3. Касаткина Н. А. Учебно — воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып. 1. — Волгоград: Учитель, 2007.
4. Гордеева В. В. Система воспитательной работы в группах продленного дня. — Волгоград: Учитель, 2007.
5. Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. — СПб.: «Детство — пресс», 2002.
- 6429 просмотров