9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Организация работы по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

  Гузенко Галина Ивановна  воспитатель, категория высшая, стаж 31 год. КГУ

«УВК „Детский сад — начальная школа“»,  Республика Казахстан, ВКО, город Риддер

Организация работы по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников

В современных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия одной из самых актуальных является проблема сохранения жизни и здоровья детей, формирования у дошкольников стремления к осознанному выполнению правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта. Непреложна истина «Здоровье — одна из главных ценностей жизни и беречь ее нужно смолоду». Дети — самая незащищенная часть населения. И в силу своего возраста и отсутствия опыта, они чаще всего страдают из-за собственной беспечности и неосмотрительности, при ЧС им свойственна пассивная либо неадекватная реакция. Поэтому обучение воспитанников основам безопасности жизнедеятельности является одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Содержание моей работы по ОБЖ состоит не столько в том, чтобы оберегать и защищать детей, а в том, чтобы подготовить их к встрече с различными опасными жизненными ситуациями. Считаю, что помочь себе воспитанник сможет, лишь получив необходимые знания о существующих опасностях, способах их своевременного распознавания и адекватных мерах реагирования.

Цель работы: Обеспечение комплексного подхода в направлении усвоения воспитанниками знаний, приобретение ими умений, навыков личной безопасности.

Свою работу по данному направлению осуществляю по четырем основным блокам:

1. Один дома. Один на улице. Чрезвычайные ситуации.
2. Ребенок и дорога. ПДД.
3. Пожарная безопасность.
4. Ребенок и природа.

В каждом из этих разделов нашли свое отражение следующие виды деятельности:

1. Тематические беседы.
2. Художественная литература.
3. Аудио — виде — визуальные средства.
4. Опытно — экспериментальная деятельность.
5. Наблюдения.
6. Дидактические, сюжетно — ролевые, подвижные игры.
7. Наблюдения.
8. Развлечения.
9. Индивидуальная работа, карточки.
10. Работа с родителями (анкетирование, тематические вечера, педагогическое просвещение).

Приведу пример организации работы по разделу «Один дома. Один на улице. Чрезвычайные ситуации».

Цели: Дать представление о способах поведения во время чрезвычайных ситуаций. Познакомить с основами безопасного взаимоотношения с незнакомыми людьми. Формировать навыки личного безопасного поведения в домашних условиях.




Тематические беседы.

Дидактические игры, работа с карточками, наблюдения, опытно – экспериментальная деятельность.

Чтение произведений. Аудио, видео средства.

  1. Тематическая беседа «Один на улице».

Дать представление о правилах поведения на улице при встрече с незнакомыми людьми. Формировать представление о том, что приятная внешность и речь людей не всегда совпадает с добрыми намерениями.

 

  1. Опрос детей на знание своего домашнего адреса.

  2. Игра – инсценировка «Встреча на улице» - упражнять в моделировании ситуаций, развивать диалогическую речь.

  3. Д/И «Разрешается - запрещается» - учить анализировать предложенные ситуации и отражать свое отношение к описанному событию.

  4. Д/И «Опиши по памяти» - учить воссоздавать увиденное изображение (местность, внешний вид людей).

  5. Д/И «Как бы ты поступил» - закрепить нормы взаимодействия с незнакомыми людьми.

  1. Просмотр презентации, видео подборок по тематике.

  2. Просмотр слайдов о Риддере, тематическая беседа – упражнять в узнавании местности.

  3. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - беседа о том, что не всегда можно доверять незнакомым людям.

2.Тематическая беседа «Один дома». Дать представление о правилах личной безопасности в домашних условиях, способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения.

 

  1. Анкетирование детей «Один дома» - выявить знание норм безопасного поведения.

  2. Д/И «А как поступишь ты» - учить анализировать описанные ситуации и выражать свое отношение к ним».

  3. Д/И «Что делать, если….» - учить находить выходы из сложных, проблемных ситуациях.

  4. Работа с карточками «Определи опасные предметы».

  5. Д/И «Первая помощь» - обучать навыкам оказания первое медицинской помощи при порезах, ушибах, отравлениях и т.п.

  1. Просмотр мультфильма «Уроки безопасного поведения» из цикла обучающих программ «Уроки тетушки Совы»– беседа по содержанию.

  2. Чтение стихов Г. Остера «Вредные советы», беседа по содержанию.

3.Тематическая беседа «Опасные местечки».

Дать представление об опасностях, подстерегающих людей их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными.

 

  1. Д/И «Что неправильно» - учить анализировать предложенные ситуации и давать им оценку.

  2. Д/И «Найди и отметь опасное место в доме».

  3. Инсценировки «Однажды дома» - моделирование детьми неправильного обращения с электроприборами, анализ ситуаций.

  4. Д/И «Мы – спасатели» - закрепить представления о безопасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях, формировать чувство сопереживания к пострадавшему.

  1. Рассматривание иллюстраций о правилах поведения «Один дома», дать оценку поступкам изображенных героев.

  2. Чтение произведения Е. Григорьева «Один дома».

 

4.Тематическая беседа «Бытовые приборы. Правила их безопасной эксплуатации».

 

  1. Инсценировки по тематикам «Просмотр телепередач», «Приготовление пищи на электрической плите» и т.п. Учить давать оценку изображенным персонажам.

  2. Работа с карточками: отметить на иллюстрациях нарушения ТБ при обращении с электроприборами.

  1. «Тренинг «Помоги себе сам» - закрепить навык оказания ПМП.

  2. Д/И «Я не должен…» - закрепить правила безопасной эксплуатации электроприборов.

  1. Чтение загадок о бытовых приборах и бытовой технике.

2.Чтение сказки «Пых», беседа по содержанию.

5.Тематическая беседа «Домашние травмы».

Дать представление о том, как можно уберечься от домашних травм, познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи. Закрепить знание номера телефона скорой помощи. Расширять представления детей о профессии врача.

 

  1. Д/И «На приеме у врача» - развивать диалогическую речь; закрепить навыки культурного поведения в общественных местах.

  2. Работа с карточками: соедини изображенные иллюстрации травм с соответствующими изображениями народных средств.

  3. Д/И «Опасные предметы» - отметить на карточках потенциально опасные предметы.

  4. Д/И «Скорая помощь» - закрепить знания и практические умения по оказанию первой помощи при травмах.

  1. Чтение стихов, загадок о средствах первой медицинской помощи, докторах.

  2. Рассматривание иллюстраций лекарственных трав.

  3. Слайд – шоу «Лекарственные травы нашего региона».

  1. Тематическая беседа «Правила поведения во время землетрясения»

Дать представление о правилах поведения при возникновении землетрясения.

 

  1. Моделирование с помощью ладоней и новых платков «Землетрясение».

  2. Игровой тренинг «Эвакуация» - упражнять в быстром сборе и эвакуации из здания.

  3. Д/И «Опасные местечки» - отметить на карточке наиболее опасные места в здании при возникновении землетрясения.

  1. Д/И «Собери рюкзачок с вещами первой необходимости» - выбрать из предложенной группы предметы первой необходимости.

  2. Разработка и зарисовка запретительных знаков поведения при землетрясении.

  1. Просмотр видеофрагмента «Землетрясение».

  2. Чтение стихотворение «Землетрясение».

  3. Чтение произведений из сборника Шалаевой и Журавлевой «Мудрые советы».

  1. Тематическая беседа «Правила поведения при наводнении, сильном ветре, грозе».

Познакомить с правилами безопасного поведения при возникновении различных стихийных бедствий.

  1. Д/И «Помоги герою найти решение» - учить анализировать предложенные ситуации и находить пути выхода из них; закрепить навыки безопасного поведения во время стихийных бедствий.

  2. Д/И «Путешествие» - развивать навык ориентировки в пространстве.

  3. Опытно – экспериментальная деятельность: определение направления ветра с помощью подручных средств.

  4. Д/И «Скорая помощь» - закрепить знания и практические умения по оказанию первой помощи при травмах.

  1. Чтение стихов, загадок о стихийных бедствиях.

  2. Просмотр видеофрагментов «Гроза», «Ураган», «Наводнение», беседа по содержанию.