Открытый урок в 9 классе на тему: «Бессоюзные сложные предложения»
Фельбуш Оксана Сергеевна, учитель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Кызыласкерская средняя школа им. |
Цель урока: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;
2. Воспитательные:
- формировать их личностную позицию;
- воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.
3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование урока (средства обучения):
- Запись на доске:
- тема урока;
- стихотворный текст для анализа;
- дополнительное задание.
- таблица
- тренировочные упражнения
- Мультимедийный проектор
- Презентация к уроку
- Работа во флипчарте
- На рабочем столе учащихся: учебник по русскому языку; тетради, ручки и карандаши.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания
- Сообщение темы урока и постановка целей.
- Работа с эпиграфом к уроку.
- Работа с предложениями с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями (флипчарт)
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание
I Ход урока
I. Организационный этап
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Взаимное приветствие учителя и учащихся.
- Визуальный контроль готовности к уроку.
- Работа с журналом.
II. Проверка домашнего задания
Сделать опорный конспект по теме «Сложные предложения»; по Толковому словарю Ожегова найти значение слова доброта, подобрать к нему синонимы и антонимы; подобрать высказывания известных людей о доброте, небольшие рассказы или притчи, стихотворения.
Домашнее задание проверяется в процессе работы над темой урока.
III. Сообщение темы урока и постановка целей.
Бессоюзные сложные предложения (Тема урока записана на доске)
1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.
Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока и заполним таблицу, которая состоит из трех столбиков.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал (-а) |
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. |
Что такое сложные бессоюзные предложения? |
|
Все сложные предложения состоят из нескольких простых. |
Из чего они состоят? |
|
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов. |
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
|
|
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов. |
При помощи каких знаков в них соединяются простые? |
|
2.Работа с эпиграфом к уроку
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
Все ли слова вам знакомы и понятны?
Маета — собственно русское образование от существительного мая — «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.
Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается)
Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.
1. Обратите внимание на написание слова,
Доброта
2. Проникаем в тайну слова «доброта»- как вы понимаете его значение?
Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Добро — всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).
Подберите синонимы: доброта — отзывчивость, сердечность, душевность.
Подберите антонимы: доброта — злость, ненависть.
3. Находим родственников и друзей:
Слова — «Друзья» — слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота.
— Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова:
Существительные |
Прилагательные |
Глаголы |
добряк |
добродушный |
добреть |
доброжелательность |
доброкачественный |
одобрить |
добрососедство |
добросовестный |
|
— Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем.
(
— Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)
3.Понятие сложного бессоюзного предложения
Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).
Примеры предложений с различной интонационной связью:
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)
4. Тренировочные упражнения.
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую:
7) Валить на товарища собственную
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.
2.Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь. Постройте схемы 1,2,10.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
9) Едешь на день, хлеба бери на& nbsp;неделю.
10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.
3.Постройте схемы предложений, определите типы предложений.
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
(это сложносочиненное предложение)
2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое — знаем)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
4.Работа с учебником
Упр.391, стр. 176 (учимся доказывать). Перепишите предложения. Докажите с помощью приведенной схемы, что все предложения — бессоюзные сложные. Назовите «приметы» бессоюзного сложного предложения.
5.Собери пословицу.
Получив добро — помни, сделав — забудь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь — добро делай.
Помогай не словами, а делом
6. Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
1. С детских лет постигаем мы истину…
2. Держится мир на доброте…
3. Хочешь изменить мир к лучшему…
7. После данных предложений предлагается заполнить колонку «Узнал(а)», располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке «Хочу узнать».
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал (-а) |
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. |
Что такое сложные бессоюзные предложения? |
БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией |
Все сложные предложения состоят из нескольких простых. |
Из чего они состоят? |
Все сложные предложения состоят из нескольких простых. |
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов. |
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? |
По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи) |
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов. |
При помощи каких знаков в них соединяются простые? |
. , ; :- |
8. Ребята, проверим ваше последнее домашнее задание. Прочитайте стихотворения, высказывания известных людей, небольшие рассказы или притчи о доброте.
IV.Подведение итогов урока
V.Домашнее задание
Пр.17 выучить правило, упр.394
VI. Просмотр ролика о доброте, хорошем настроении
- 53809 просмотров