Патриотическое воспитание у учащихся начальной школы
Риккель Любовь Ивановна учитель начальных классов |
Выступление на Августовской конференции учителей
Любовь к Родине — патриотизм.
Защита Родины — долг и обязанность патриота.
Абай Кунанбаев мудро заметил; «Достоинство человека содержится не в наружности, а в чистоте его помыслов, во внутренней сущности…». Именно постигая свою сущность, человек начинает понимать свое предназначение, смысл своей жизни.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки.
Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве — главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и так далее), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), иметь такие ценности как: уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу, а также желанием участвовать в общественно политической жизни своей страны. Эффективность гражданского воспитания учащихся определяется готовностью ребят к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.
Патриотическое воспитание учащихся в школе также является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Государственная политика по данному направлению сегодня уделяет все больше и больше внимания.
Патриотическое воспитание — это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание, безусловно, направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим.
Следовательно, важнейшая цель
1) Помогать детям осознавать то, что можно изменить мир — семью, класс, школу, микрорайон, страну, прекрасную и богатую нашу планету. А, главное, — самого себя, к лучшему.
2) Вовлекать детей и подростков к поиску путей и средств решения проблем, принимать участие в работе по улучшению условий жизни для каждого члена нашего общества.
3) Помогать осознанию того, что «плохо», а что «хорошо».
Эти задачи решаются совместными усилиями дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций.
Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи
Патриотическое, а в отношении мальчиков и
Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и
Патриотическое воспитание ориентировано на повышение статуса воспитания в школьной системе.
Важными составляющими моей работы по формированию патриотического воспитания являются традиционные и нетрадиционные формы проведения уроков литературы, познания мира, самопознания, труда, рисования, музыки, классных часов, еженедельных «двадцатиминуток».
Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается мною путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
- воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2. Культурно историческое направление, предполагающее:
- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
- вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
- изучение государственной системы РК, знание её Конституции, Гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина Казахстана;
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам Казахстана, её суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
- развитие реально действующего школьного самоуправления.
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
- изучение истории Казахстана, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов казахстанцев в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с Ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
- формирование позитивного образа Вооруженных Сил РК, готовности к выполнению воинского долга.
Основные направления научно-методического обеспечения патриотического воспитания включают в себя:
- разработки мероприятий в урочное и внеурочное время по организации патриотического воспитания;
- обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания;
- использование методической литературы патриотической направленности;
- проведение «круглого стола» с приглашением Ветеранов войны и труда, членов семей по проблемам методологии патриотического воспитания учащихся.
После проведения внеклассного мероприятия «Круглый стол» на тему «Я и мои эмоции» среди учащихся
Свое выступление мне хочется закончить «Минуткой тишины», используя прием релаксации.
«Минутка тишины» (фонограмма «Пение птиц»).
Сядьте удобно. Закройте глаза. Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы.
Вокруг себя вы слышите негромкий свист ветра и крики птиц, пролетающих мимо. Вы чувствуете прохладу в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им!
Вам не составляет никакого труда достигнуть любой вершины, чтобы стать патриотом своей Родины, своего дела. Выберите себе приглянувшееся местечко и опуститесь на него, чтобы оттуда с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко внизу, у подножия горы…
Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения вопросов, которые помогут вам осуществить любые поставленные перед собой цели. Здесь с поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки.
Взлетите снова и снова, испытайте изумительное чувство полёта. Пусть оно надолго запомнится вам.
А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Проводите взглядом орла, поблагодарите его за то, что он сделал доступным для вас новое восприятие мира…
Вы снова здесь в этой комнате… Вернулись сюда после своего удивительного путешествия…
Теперь можно приступать к созиданию
Таким образом, существует много приёмов, методов, которые позволяют нам воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма.
Так давайте же решать все проблемы, шагая в ногу с положительными эмоциями, воспитывая, прежде всего, в себе чувство глубокого патриотизма и передавая его своим ученикам.
Вся проводимая мною работа, в целом, дает положительные результаты в воспитании подрастающего поколения. Думаю, что мои ученики являются настоящими патриотами своей Родины.
- 22408 просмотров