Педагогический совет на тему: «Нравственно-духовное становление личности в учебно-воспитательном процессе»
заместитель директора экспериментальной работы по предмету «Самопознание» ГУ средней школы№ 7
Форма проведения. Деловая игра.
Повестка
- Анализ
учебно-воспитательной работы школы за 1 полугодие. - Доклад «
Духовно-нравственное развитие личности вучебно-воспитательном процессе.»- a. Теоретические основы к пониманию
духовно-нравственных ценностей.
b. Возрастные особенностидуховно-нравственного развития личности.
c. О ходе экспериментальной работы школы подуховно-нравственному воспитанию предмета «Самопознание»
- a. Теоретические основы к пониманию
- Педагогические приёмы
духовно-нравственного развития личности вучебно-воспитательном процессе на начальной ступени образования. Черепанова Т.Н. - Методы работы
духовно-нравственного развития личности на уроках самопознания, русского языка и литературы. Яковенко Н.И. - Формы внеклассной работы
духовно-нравственного развития личности. Несина О.В. Духовно-нравственное воспитание в семье. Психолог Подмогильная И.В.- Профильное обучение, как составляющее звено в
духовно-нравственном развитии личности вучебно-воспитательном процессе. Дюжая Л.В. - Подведение итогов.
Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит, вырастить угрозу для общества. Ф. Рузвельт. |
Во все века люди высоко ценили
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых
В 21 веке духовность человека, его творческий интеллект, открытость инновациям расцениваются как основной капитал общества. В соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005 — 2010 годы создаются благоприятные условия для реализации компетентностного подхода в образовании в целях достижения человеком вершин личностного и профессионального роста.
Вместе с тем становится очевидным, что современная система РК ориентируется на развитие нравственности и духовности. Большое значение придаётся:
- гармонизации общечеловеческих, национальных, этнокультурных, личностных ценностей;
- развитию целостного мировоззрения;
- гражданского сознания;
- жизненных навыков;
- творческой активности учащихся.
Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское
У Ожегова С.И. „Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами“.
В современной педагогической литературе понятие нравственность рассматривается, как показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Что подразумевается под понятием духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя — в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на „извечные вопросы бытия“ — об устройстве мира, истине, о добре и зле. В педагогике под понятием духовность подразумевается вдохновенно- чувственная сторона жизни человека и человечества, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей.
Проблема
Василий Андреевич говорил: „Никто не учит маленького человека: „Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное“. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать“.
Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить
Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например,
Возрастные особенности нравственного развития детей.
Первый этап охватывает младенчество и раннее детство — этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем
Посредством разумно организованной „поведенческой“ практики, ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый этап своего духовного становления.
Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить „надо“ выше „хочу“, причем недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.
С дошкольным периодом (от 3–4 до 6–7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.
В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.
Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых[8,25].
Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме — это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность — деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании[8,36].
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям „героя“ суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.
Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения. У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.
Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Возросший уровень нравственного сознания позволяет им сменить некритическое усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его убеждениями.
Мораль подростка в ее развитых формах качественно очень близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности.
Но, несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося,
Учащиеся старшего возраста способны уже иметь четкое научное представление о морали, об истинности или ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и отражающего их нравственного поведения воспитанника.
У старшеклассников резко усиливается возникающий еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысливания
Необходимо отметить, что моральное совершенствование человека, достигшего в юношеский период эталонного уровня нравственности, может продолжиться всю жизнь. Но с годами в нравственной сфере этого человека уже не возникает
Нравственное развитие подрастающей личности — это процесс обретения его все большей и большей моральной свободы, когда личность
Решающими для перехода воспитанника от одной возрастной моральной ступени к другой, более высокой, являются новообразования, возникающие в процессе развития в его интеллектуальной, потребностной и
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не „ударив лицом в грязь“.
А что же говорить о детях? Еще
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение — понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить
Под поступком понимают
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Учебный процесс тесно связан с
„Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе
Назарбаева Сара Алпысовна
2007 — 2008 учебный год является шестым годом по введению и апробации новой учебной дисциплины по
В октябре месяце проводилась проверка состояния преподавания „Самопознания“ в
В классах, в которых не ведётся деление на подгруппы, чаще уроки проводятся в обычных классах, что вызывает некоторые затруднения при использовании ТСО. Особенно хочется отметить работу следующих учителей.
В 0а классе Васильева Л.А. соблюдает структуру урока, этапы урока продуманы, виды работ соответствуют возрастным особенностям учащихся, использует игровые приёмы для познавательной активности, стремится вовлечь в работу каждого.
В 1а Тимошина О.С. структуру урока глубоко продумывает, обладает высоким уровнем педагогического и методического мастерства. Использует интерактивные формы работы, в парах.
В 1в классе Круглова В.Д. четко выделяет главное и существенное на уроке, кропотливая ведётся работа по анализу ситуаций литературного произведения.
Во 2б Суслова Л.Н. использует двуязычие, осуществляются межпредметные связи, эффективно проходит работа в группах, применяется приём построения коллажа.
Во 2а Иванова Т.А. использует яркие наглядные пособия, осуществляет связь с выпускниками предыдущего выпуска. Наиболее эффективны в работе методы: беседы, театрализации, где учащиеся проявляются творчество, индивидуальность.
В 3а Черепанова Т.Н. последовательно и логично ведёт работу над понятием, развивает у учащихся доказательную речь, формирует умение сравнивать и обобщать, отслеживается чёткая взаимосвязь между видами деятельности.
В 4 б классе Бондаренко Л.И. создаёт благоприятную атмосферу общения, где доминирующим является метод беседы, учащиеся высказывают своё мнение, делятся своими впечатлениями
В 4в классе Несина О.В.стремится раскрыть в каждом ребёнке творческое начало, раскрыть индивидуальность, личность.
С целью обмена опыта работы в октябре месяце была проведена декада открытых уроков.
Во 2а Иванова Т.А. провела урок по теме „Храм науки“, во 2б классе Суслова Л.Н. «Школа — наш общий дом», в 3а Черепанова Т.Н. «Оптимист и пессимист», в 4а Крупская Е.А. «Учимся видеть хорошее», в 4б Бондаренко Л.И. «Наш Отчий дом», в 4в классе Несина О.В. «Мои увлечения». Все уроки прошли на высоком методическом уровне, нравственны, патриотичны, воспитывают любовь к окружающему миру, к Родному краю, Родине.
Уроки, проводимые молодыми учителями требуют доработки, не всегда выдерживается структура урока, мало используются ТСО, интерактивные методы практически не применяются.
В ходе проверки были сформулированы такие рекомендации: 1) молодым учителям Кудряшовой Е.А., Гертд Ю.А., Барышевой И.С. продолжить изучение методических требований для уроков самопознания, с целью повышения активизации учащихся использовать интерактивные формы работы, ТСО, взаимопосещать уроки; 2)
Обмен опыта работы по
Во второй половине дня проводился фестиваль педагогических идей, на котором выступали участники всех экспериментальных площадок города Петропавловска, представители городского отдела образования, преподаватели ИПК, нашей команде представилась возможность выступить по теме «Труд — одна из духовных ценностей человека».
27 сентября состоялась
Каковы приёмы, методы, формы работы, какие рекомендации мы может дать родителям? ответы на эти вопросы вам подготовили наши учителя. Практическую часть мы предлагаем вам провести в форме деловой игры. Каждая группа выслушает материал, подготовленный для вас по данной теме, затем выберете спикера, который будет выступать от вашей группы.
Заслушиваем спикеров.
Вывод: широкая вариативность приёмов, методов, форм, взаимодействие с семьей, внеучебная деятельность предусматривает практическое применение полученных знаний в повседневной жизни и активное участие в служении народу.
- 24477 просмотров