Подготовка будущих учителей информатики к разработке электронных учебных пособий
- Устинова Н. Н.
К.П.Н., доцент, заведующая кафедрой теории и методики информатики;
ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Электронное учебное пособие (ЭУП) — это образовательное программное средство, предназначенное для представления учебной информации, закрепления полученных знаний и умений, учитывающее индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого, осуществляющее контроль и коррекцию процесса обучения. Электронное учебное пособие должно обладать развитой системой помощи (по использованию программы в процессе обучения и по изучаемым вопросам дисциплины), системой сбора и обработки статистической информации (об отдельном обучаемом, группе и потоке учащихся), накапливающее сведения об ошибках при работе с обучающей системой и допускаемых обучаемыми в ходе выполнения работы по усвоению учебного материала (теоретического и практического).
Электронные учебные пособия реализуют три основных режима работы:
- самостоятельная работа обучаемых с материалами ЭУП, без организации проверки полученных ими знаний и умений со стороны учителя (преподавателя);
- совместная работа всех участников образовательного процесса с ЭУП (учащиеся (студенты) используют электронное учебное пособие для изучения материала и отработки умений применять теоретические знания при решении задач и упражнений, а учитель (преподаватель) систематически проверяет результаты работы обучаемых, при необходимости совершает коррекцию деятельности учеников);
- организация контроля знаний и умений обучаемых для определения степени усвоения материала и выставления оценки.
Современный учитель информатики должен быть готов не только к использованию электронных учебных пособий на уроках, но и их созданию. Это связано, прежде всего, с дефицитом средств, которые государство и субъекты РФ выделяют на закупку и обновление разнообразных электронных пособий учебного назначения.
Кроме того, во ФГОС ВПО (по направлению подготовки «Педагогическое образование») выделены компетенции, связанные с готовностью будущих учителей информатики не только использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации (в том числе и компьютерные), но и оценивать различные программные средства обучения и перспективы их использования с учетом решаемых профессиональных задач и создавать собственные средства на основе применения пакетов прикладных программ, локальных и глобальных сетей.
Поэтому, на наш взгляд, студентов педагогических вузов и учителей на курсах повышения квалификации, следует готовить к созданию электронных учебных пособий по конкретным дисциплинам. Рассмотрим в рамках данной статьи некоторые аспекты подготовки студентов факультета информатики Шадринского государственного педагогического института к созданию электронных пособий по информатике и ИКТ.
Подготовка будущих учителей информатики к созданию ЭУП начинается на втором курсе при изучении дисциплины «Информационные коммуникационные технологии в образовании».
В рамках изучения данного курса предполагается реализация каждым студентом проектирования собственного, авторского электронного учебного пособия по любому разделу базового курса информатики общеобразовательной школы. В дальнейшем созданный проект совершенствуется, исходя из полученных, в ходе изучения других дисциплин предметной подготовки, знаний и умений.
Рассмотрим некоторые моменты создания ЭУП в ходе изучения дисциплин «Информационные коммуникационные технологии в образовании» и «Теория и методика обучения информатике».
В рамках изучения курса «Информационные коммуникационные технологии в образовании» происходит знакомство:
1) с нормативными документами (с использованием
2) с готовыми электронными учебными пособиями, предназначенными для использования на уроках информатики (для пропедевтического, базового и профильного курсов). Студенты анализируют различные ЭУП, выявляют степень их соответствия требованиям, предъявляемым рассмотренными ранее нормативными документами. Кроме того, множество готовых электронных учебных пособий используется в качестве средств обучения при изучении будущими учителями информатики дисциплин предметной подготовки. Например, для выполнения лабораторных работ курса «Программное обеспечение ЭВМ» используется готовое пособие, предназначенное для освоения основных принципов работы с прикладными программными системами, разработанное
3) с различными программными средами и оболочками, которые позволяют создать авторское электронное учебное пособие по конкретному разделу курса информатики.
Подготовка к проектированию начинается с обсуждения на лекционном или семинарском занятии этапов создания ЭУП: подготовительная работа; сбор и систематизация необходимой информации; подготовка содержания; разработка общей концепции оформления, дизайн элементов ЭУП; создание электронного учебного пособия с использованием выбранной программной среды или оболочки; тестирование электронного учебного пособия; создание методических материалов в поддержку ЭУП; защита проекта.
Дальнейшая работа по созданию электронного учебного пособия организуется поэтапно:
— подготовительная работа (постановка цели, задач, формулировка исходной идеи, создание модели будущего ЭУП, выявление его структурных элементов, выбор программной среды для создания электронного учебного пособия, создание системы навигации между элементами (разделами) в оболочке, поиск литературы по данной проблеме);
— сбор и систематизация необходимой информации, подготовка содержания (анализ литературы по данной теме, составление плана изложения теоретического материала, представление содержания в виде отдельных глав, подготовка дополнительных материалов, системы практических заданий, контрольных вопросов, тестов и пр.);
— разработка общей концепции оформления, дизайн элементов ЭУП (отбор готовых и создание с помощью прикладных программных средств авторских
— создание электронного учебного пособия с использованием выбранной программной среды или оболочки (оцифровка содержания, компоновка готовых материалов в модули, отладка навигации по продукту);
— тестирование электронного учебного пособия (тестирование работы программного средства, оценка работоспособности и устойчивости продукта к ошибочным действиям, проверка ЭУП группой экспертов (обучаемых и обучающих), коррекционные действия по улучшению проекта);
— создание методических материалов в поддержку ЭУП (создание документа, анализирующего технические требования к оборудованию и программному обеспечению, разработка методических материалов для учителя);
— защита проекта (презентация готового продукта).
В результате изучения курса «Информационные коммуникационные технологии в образовании» каждый студент создает черновой вариант, проект электронного учебного пособия по информатике, который дорабатывается, совершенствуется в ходе изучения основ теории и методики обучения информатике.
Основной целью доработки проектов, выполненных студентами на предыдущем курсе, является совершенствование ЭУП с точки зрения целесообразности и возможности его включения в образовательный процесс и разработка методических аспектов использования данного ресурса в учебном процессе (для учителя и учащихся).
На занятиях, посвященных работе с проектами электронных учебных пособий, происходит обсуждение, выбор методик и технологий обучения, которые можно реализовать на уроках информатики с использованием материалов электронного учебного пособия.
В ходе изучения вопросов частной методики студенты анализируют содержательную часть разработанных ЭУП на соответствие:
- общедидактическим принципам;
- требованиям Государственного образовательного стандарта;
- поставленным целям обучения;
- возрастным
психо-физиологическим требованиям.
Создание электронного учебного пособия — это самостоятельная, творческая работа студентов, которая требует наличия знаний и умений не только в области информатики, ИКТ, программирования, администрирования, методики обучения информатике, но и дизайна, психологии
На факультете информатики ШГПИ данный проект реализуется как межпредметный, основная его часть создается в рамках изучения курсов «ИКТ в образовании» и «Теория и методика обучения информатике», а некоторые элементы ЭУП тестируются, оцениваются, анализируются в рамках дисциплин «Педагогика», «Психология», «Программирование», «Программное обеспечение ЭВМ» и др.
По окончании работы по совершенствованию ЭУП, эксперты оценивают электронные ресурсы, используя специальные критерии. При этом следует отметить, что в экспертную комиссию входят специалисты разных областей. Каждый эксперт оценивает свою часть ЭУП. Приведем в качестве примера лишь некоторые из критериев, которые присутствуют в оценочном листе методиста (учителя информатики).
Критерии проектирования учебных материалов:
- соответствие поставленным целям обучения;
- наличие дифференциации материалов;
- учет возможности формирования индивидуальной траектории обучения;
- организация обучения разного уровня — от начального знакомства до подробного усвоения материала;
- возможность самостоятельной проверки знаний с помощью интегрированной системы тестирования;
- возможность корректировать содержание ЭУП: дополнять его различными материалами, удалять
какие-то элементы; - автоматизация контроля за успеваемостью обучающихся.
Критерии организации взаимодействия учителя и учащихся:
- ведущая роль учителя;
учитель-консультант (тьютор).
Оценка качества создаваемых и используемых в образовательном процессе электронных учебных пособий на сегодняшний день является очень актуальным, так как единого
Таким образом, целенаправленная работа по подготовке будущих учителей информатики к созданию электронных учебных пособий, которая ведется на факультете информатики Шадринского государственного педагогического института, способствует формированию у студентов профессиональных педагогических компетенций, а так же компетенций в области проектирования цифровых образовательных ресурсов и использования информационных коммуникационных технологий в их будущей профессиональной деятельности.
- 11177 просмотров