Повышение мотивации учащихся к изучению языка через организацию научно-исследовательской деятельности
Сарсенгалиева Фаузия Жумажановна учитель русского языка Буденевская СШ Атырауская область, Индерский район, Село Будене |
Дети учатся лучше, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.
Питер Клайн
Из теоретического анализа литературных источников феномена одаренности следует, что природа этого явления многомерна, а факторы, влияющие на развитие этого сложного личностного качества, многогранны.
Но среди многообразия путей и средств развития одаренности и творческих способностей наиболее эффективным является собственная исследовательская практика ребенка.
В нашей работе речь пойдет об учебно-исследовательской работе школьников как о новом виде школьной работы («инновационной педагогической технологии»). Лингвист Лев Владимирович Щерба в 1904 году говорил, имея в виду преподавание фонетики: «О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным их языком». Самостоятельные наблюдения, за которыми должны последовать выводы, — это, по сути дела, исследование.
Значимость этого средства в развитии одаренности детей объясняется, прежде всего, тем, что исследовательский поиск — неотъемлемое природное свойство. Ребенок — исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых сведений о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка; он настроен на познание мира, он хочет его познать. Эта природная активность ребенка составляет суть его исследовательского поведения, важнейшего источника получения детьми знаний о мире и важнейшего условия их саморазвития.
Исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых разных сферах его деятельности. Творческий ииследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности и даже шире — как стиль жизни современного человека.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. И если это важно в формировании личности каждого школьника, его будущей профессиональной компетенции, то для одаренного ребенка, в целях реализации его способностей в различных видах деятельности, необходима подготовка к исследованию.
Исследование — основа обучения одаренных детей, без его реализации не могут развиваться их потенциальные способности.
Формирование исследовательского поведения одаренных школьников осуществляется с помощью различных форм и методов исследовательского обучения.
Одной из эффективной форм исследовательского обучения в нашей стране является получившая широкое распространение в последние годы научно-исследовательская деятельность учащихся через организацию научных обществ школьников, соревнований научных проектов, как республиканского, так и международного уровня. Многолетние наблюдения за динамикой развития данных соревнований в качестве научного руководителя позволяют мне сделать вывод о продуктивности данного метода в обучении языку и развитии одаренных детей.
Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако нужно принимать во внимание то, что современная психологическая наука связывает развитие личности прежде всего с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Деятельностный подход также предусматривает свободу выбора учащимися пути, учебника, методов и преподавателя.
Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы.
Проблема мотивов (интересов ) в обучении является ключевой. Какие мотивы — внешние или внутренние — оказываются самыми важными в исследовательской работе? (Внутренние мотивы вызваны потребностью в приобретении знаний, их углублении и систематизации, расширении кругозора. Внешние связаны с общественным признанием, в том числе и с оценками.)
Многое зависит от возраста ребенка. Школьникам-подросткам (7–9-е классы) интересно не только то, что внешне занимательно; им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы — то, что делает подростков более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнении товарищей. Самыми сильными мотивами в обучении в этот период оказываются внешние: стремление найти свое место в коллективе, утвердить свою индивидуальность.
В старшем школьном возрасте учебная мотивация значительно изменяется, т. к. для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жизненных планов на будущее, связанных с выбором профессии. По наблюдениям ученых, на учебные успехи влияет сочетание двух потребностей — в познании и достижении. Интеллект старшеклассников становится достаточно зрелым: формируется абстрактное, теоретическое, рефлексивное мышление, хорошо развита способность обобщать, выдвигать гипотезу, рассуждать, переходя от общего к частному. Заметны возрастающая самостоятельность во всех сферах деятельности, стремление к самоопределению, построению жизненных планов, устремленность в будущее, что связано с выбором профессионального пути. Психологически старшеклассники готовы к исследовательской деятельности и могут испытывать в ней настоятельную потребность.
Ясно, что исследовательская работа может быть предложена и в средней, и в старшей школе. Но когда это будет рациональнее? Старшеклассники обладают большим запасом знаний, у них более развито абстрактное мышление: навыки обобщения, синтеза и анализа, классификации, дивергентное мышление. Они сориентированы профессионально и могут включать цели исследовательской работы в планы, связанные с выбором профессии. Современные программы предусматривают обучение исследовательской работе на старшей ступени, в связи с профильным обучением. Старшеклассники имеют больше возможностей приобщиться к исследовательской работе в рамках учебного плана.
Однако у них меньше свободного времени. Педагоги, имеющие большой опыт организации исследовательской работы в школе, полагают, что знакомство с исследовательской деятельностью может начинаться рано — с 6–7-го класса. Эффективность ее будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа в классе, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их мечты, вывести детей на путь, ведущий к поиску в науке, в жизни, помочь раскрыть свои способности. С этой целью и в нашей школе было создано научное общество учащихся (НОУ). Его членами стали учащиеся, стремящиеся развивать свой интеллект, приобретать навыки научно-исследовательской деятельности.
Основными целями и задачами этого общества являются:
- формирование у учащихся интереса к научным исследованиям;
- выявление и развитие творческих способностей;
- обучение методам научных исследований;
- воспитание творческой личности.
Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т. е. он должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.
Поскольку человек — существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.
* Можно ли ребенку дать задание написать доклад, не разбудив в нем желания делать это?
* Можно ли выступить перед аудиторией и завладеть ею на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе?
Нельзя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, организуется познавательно — просветительская работа с учеником. Это и беседа со школьным библиотекарем, психологом, учителем, научным руководителем, и всеми теми, кто неравнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Например, школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной информацией. Школьная библиотека — это мощный дидактический резерв в данном направлении обучения.
Научный руководитель должен развивать интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы наши ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации — необходимо развить у них необходимый интеллектуальный и коммуникативный репертуар.
Коммуникативная компетенция — способность использовать язык в качестве средства общения (коммуникации), что подразумевает «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах». О коммуникативной компетенции ученика можно судить по тому, насколько стилистически «подходящими» к ситуации оказываются выбранные им языковые средства (без «стилистических ошибок»), по тому, насколько ясно и последовательно он излагает свою мысль, приводит доводы, умеет построить тексты самого разного жанра.
Поиск тем для исследовательской работы дело непростое. Известный философ Ф. Ницше писал, что " великая тема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его «. Тема — отражает характерные черты проблемы. Темы исследования могут быть разными. Самое главное, чтобы эта тема была интересна ученику.
Изучение литературы по теме исследования — следующий после выбора темы этап работы; его основная цель — получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно для исследовательской работы. Однако не менее важны и другие, обучающие задачи:
* научить поиску научной литературы по теме исследования;
* сформировать навыки работы с такой литературой, т. е. научить читать ее;
* конспектировать, делать ссылки и грамотно цитировать.
Нужно учитывать, что работа с научной литературой связана с освоением нового функционального стиля речи — научного. Если говорить о принципе связи с базовым образованием, то легко заметить, что такие теоретические знания, как основные признаки научного стиля речи, уже заложены в программу по русскому языку для старших классов. Однако практический опыт работы с научной литературой даже у старшеклассников, как правило, незначителен и исчерпывается, чаще всего чтением учебно-научной литературы. Поэтому написание текста в научном стиле речи для них может представлять серьезные затруднения. Последовательная работа научного руководителя по обучению чтению научной лингвистической литературы поможет снять значительную часть их. Школьников 7-9 классов следует сначала познакомить с основными особенностями научного стиля речи (логичность, точность, использование терминов, объективность, отсутствие личного начала, языковые средства, обусловленными этими особенностями основные жанры научного стиля), а затем приступать к работе над поиском литературы по теме УИР (учебно-исследовательской работы).
Понятно, что поиск информации при составлении списка литературы в большой степени ложится на плечи научного руководителя.
Дополнить список современными исследованиями можно с помощью библиографии тематических научных сборников и обзорных статей по проблеме. Пример:
При подготовке учебно-исследовательской работы ученицы Ишановой Л. на тему «Сопоставление особенностей мужской и женской речи» мне, как научному руководителю, помогла сориентироваться в проблеме обзорная статья Кирилиной А. и Томской М. «Лингвистические гендерные исследования» (журнал «Отечественные записки», 2005, № 2). Некоторые из указанных авторами работ послужили основой для списка литературы.
При работе с научной литературой необходимы также навыки конспектирования, создания вторичного текста, в котором зафиксирована переработанная информация. Конспект избавляет от необходимости вновь обращаться к источнику. Это особенно ценно, когда источники многочисленны или представляют собой монографии большого объема.
Конспектировать можно по-разному. Наиболее предпочтительны такие виды конспектирования как составление тезисного плана или выборочное конспектирование. Составление тезисного плана предусмотрено в курсе русского языка в старших классах. Работая по полученному вторичному тексту, легче будет оценить его достоинства и недостатки. Выборочный конспект включает отдельные фрагменты первоисточника, например, определение того или иного понятия, представляющее интерес для составителя. Приведем фрагмент из работы ученицы Галымжановой Г. «SMS как новый речевой жанр », которая написана на основе обзорного конспекта.
Пример:
Цель работы — вызвать интерес к коммуникативным проблемам языка. Ведь в современном мире все больше увеличивается спрос на людей коммуникабельных, открытых, но число их все больше уменьшается. Изучать причину этой проблемы, акцентировать внимание общества не только на популярность и пользу SMS — общения, но и заранее предупредить об угрозе возникновения у людей SMS — зависимости.
• Развитие современной лингвистики и смежных наук приводит к повышению интереса к коммуникативным проблемам языка. Коммуникация — это процесс, в котором принимают участие как минимум два действующих лица — отправитель и получатель информации. В начале 21 века человечество обладает новыми возможностями для сообщения знаний и мыслей, используя при этом электронные технологии, естественный язык, а также звуки и графические изображения. Человек создал новое киберпространство, для того, чтобы предоставить людям во всех уголках Земли великолепную возможность обмена идеями и эмоциями, несмотря на расстояние и местонахождение. Так появился термин «коммуникация, опосредованная компьютером», который определил новый объект анализа в различных областях научного познания. (Капанадзе, 2001).
Теперь обратимся к составлению и оформлению списка литературы, который обязательно должен быть включен в учебно-исследовательскую работу. Напомним, что он не должен быть большим. Его ядром должны стать:
1) научные работы по проблеме исследования, по мере возможности написанные авторитетными в этой области лингвистами;
2) справочные издания: энциклопедии, словари;
3) источники языкового материала: сборники текстов, ссылки на Интернет-ресурсы, художественная или публицистическая литература, если тексты из нее использовались в работе для анализа того или иного языкового явления.
В ходе работы с молодыми исследователями мы пришли к мнению, что очень важно правильно организовать руководство учебно-исследовательской работой. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником — обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Это дает возможность учителю более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, т. к. невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Творческие муки, которые испытывают и ученик-исследователь, и его руководитель, передача навыков практической деятельности задают тон общения на уровне «коллега — коллега» и «наставник — младший товарищ».
Учащиеся, для которых я стала научным руководителем, отнесены мной к одаренному уровню: они с ранних лет проявляли любопытство и любознательность, интерес ко всему необычному, и для них характерно исследовательское поведение как природное свойство человека. Они с помощью учителей, родителей, а также по собственной инициативе занимаются самообразованием и научно-исследовательской работой.
Они хорошо умеют работать с источниками информации. Благодаря владению общеучебными умениями, они хорошо учатся. К русскому языку у них имеется особый познавательный интерес и способности. При выполнении исследовательских работ эти учащиеся стремились найти нестандартные способы решения проблем. У них формируется свой индивидуальный стиль в решении всех этапов исследования. Стремясь к самореализации, они принимали участие в районных и областных конкурсах научных проектов, где занимали призовые места. К примеру,
— ученица 10 класса Галымжанова Г. в 2008 году принимала участие в районном соревновании научных проектов, защитила научную работу по теме «СМС как новый речевой жанр» и заняла II место, в областном соревновании — III место.
— ученица 7 класса Ишанова Л. в 2009 году с исследовательской работой «Сопоставление особенностей мужской и женской речи» в районном конкурсе завоевала I место. В мае 2010 года ее доклад, представленный на II-ой Областной научно-практической конференции Малой Академии наук Республики Казахстан, организованной общественным объединением " Малая Академия наук РК " города Алматы, была награждена дипломом I степени, подписанным Президентом МАН РК А. И. Купчишиным. В декабре 2010 года в областном научном соревновании школьников она также заняла I место.
— ученица 8 класса Нарынбаева А. в 2011 году с исследовательской работой по теме «Речевые особенности телефонного разговора» в районном конкурсе научных проектов заняла I место, в этом же году в областном конкурсе — II место, в Республиканском конкурсе научных проектов ее работа также была отмечена Грамотой, Сертификатом и медалью «Финалист» республиканского научного общества «Дарын»,
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне и, может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму», — гласит китайская пословица. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе творческих исследований. Если в будущем школьник думает связать свою дальнейшую жизнь с интеллектуальным трудом, стать научным работником, преподавателем, врачом, а может быть, космонавтом, постигать радость познания, делать открытия, возможно, стать в будущем лауреатом самых престижных премий, ему необходимо научиться исследовать. Тогда одна из основных задач современой школы — научить детей самостоятельной исследовательской деятельности будет выполнена.
- 10638 просмотров