Приемы организации уроков географии в условиях дистанционного обучения
Галкина Ольга Владимировна, учитель географии высшей квалификационной категории, Школа-лицей №35, Западно-Казахстанская область, г. Уральск
|
Весной 2020 года Казахстан, как и многие другие страны мира, столкнулся с проблемой распространения короновирусной инфекции. Закон «Об образовании» гласит, что главной задачей образования является «создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование развития и профессиональное становление личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей, достижений науки и техники». Как создать такие условия при дистанционном обучении? Конечно Министерство образования не оставило учителей один на один с этой проблемой, были разработаны видеоуроки по предметам, утверждены пошаговые методические инструкции, представлены образовательные платформы. Однако практика показала, что в первую очередь самому учителю крайне необходимо уметь ориентироваться в широком потоке цифровых ресурсов и научится грамотно их использовать. Переход к дистанционному обучению заставил меня пересмотреть свои подходы к организации урока, с учетом изменившихся условий.
Как известно, дистанционная система обучения предполагает проведение уроков в синхронном и асинхронном формате. Для проведения уроков онлайн представлены разнообразные платформы. Zoom — это облачная платформа, широко используемая для организации уроков в синхронном формате. Работая на данной платформе получаешь возможность увидеть и услышать каждого своего ученика, что является необходимостью при объяснении нового материала. Учащиеся могут заходить на урок из разных устройств — с компьютера, с планшета, с телефона, при этом у учителя есть возможность контролировать вход на урок, а значит соблюдается кибербезопасность. Учитель может выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Демонстрация экрана позволяет во время урока использовать заранее приготовленный видеоматериал, презентации, карты, в том числе и электронные. Возможность делиться экраном, можно предоставить всем ученикам, но также легко эту функцию можно отключить в настройках. Предусмотрена запись урока, что очень удобно для детей, которые по каким-либо причинам не смогли присутствовать на уроке. Еще одним преимуществом данной платформы для проведения уроков географии является встроенная интерактивная доска, что особенно важно при проведении формативного оценивания или изучения географической номенклатуры. Вопрос как организовать работу с атласом и контурной картой в дистанционном формате, наверняка, волнует многих учителей. В этом как раз и может помочь интерактивная доска. Например, при изучении номенклатуры по теме «Главные орографические объекты Казахстана» я размещаю чистый контур страны и учащиеся, используя инструмент карандаш, подписывают название гор и равнин Казахстана, при этом учитель может при необходимости корректировать работу.
Инструменты интерактивной доски можно использовать при проведении формативного оценивания на уроке. Например, в заданиях «Найди географическую ошибку», учащиеся, используя соответствующие инструменты, подчеркивают неверные утверждения. Или другой вариант, дополните схему.
Инструменты интерактивной доски просто необходимы при объяснении решения географических задач начиная от расчета изменения давления и температуры с высотой в 7 классе, до методики расчета ВВП в 10 классе.
Для реализации компетентностного подхода в период дистанционного обучения, который выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу, очень важным является возможность учащимся работать в группах. Для этого, при проведении урока в синхронном формате, данная платформа позволяет разделить учащихся на группы, сессионные залы, где они будут общаться только друг с другом, обсуждать, разрабатывать идей или выполнять совместную презентацию. Учитель при этом может «ходить» по залам и направлять работу учащихся. Конечно необходимо учитывать психолого-возрастные особенности школьников, как показывает практика, такой вид организации урока наиболее приемлем для ребят старшего звена, у которых уже в достаточной мере сформированы коммуникативные универсальные учебные действия, т. е. они умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество с одноклассниками.
Так, при изучении темы «Глобальные экологические проблемы. Механизм возникновения экологических проблем» в 10 классе, учащиеся автоматически делятся на группы (такая функция предусмотрена в Zoom) и проводят исследование по одной из глобальных экологических проблем, результат исследования представляют в виде презентации. Шаблон презентации из 3-4 слайдов, ссылки на цифровой ресурс, размещаются заранее на Google диске. В начале урока необходимо определить время, которое будет отводиться для выполнения задания и для предоставления результатов каждой группы, проводившей исследование. Для учащихся среднего звена можно, используя данную функцию, разделить ребят на пары для составления «тонких» и «толстых» вопросов по изучаемой теме.
Online Mektep — это модуль образовательного портала BilimLand, который был разработан к началу нового учебного года. Он включает в себя цифровой образовательный контент по всем учебным предметам согласно Типовым учебным планам для учащихся общеобразовательных школ республики. Уроки географии, представленные данной платформой, содержат конспект и серию разноуровневых заданий и упражнений, которые проверяются автоматически, что очень облегчает работу учителя. К тому же учащиеся сразу видят результат и могут определить уровень усвоения материала. В начале работы на данной платформе возникли определенные трудности. Так при проведении конференции часто происходили сбои, если число участников превышало 20 человек, периодически «вылетали» как учащиеся, так и сам учитель. Приходилось заново подключаться, а значит терялось драгоценное время урока. К тому же невозможно было контролировать вход участников конференции, а это могло привести к проникновению неизвестных лиц на урок, то есть не соблюдалась элементарная интернет-безопасность. Поэтому проведение синхронных уроков на данной платформе я посчитала нецелесообразным. Однако разработчики провели «работу над ошибками» и объединили конференции Zoom с платформой Online Mektep, что позволило, работая на данной платформе, рационально использовать оба ресурса. Проводить изучение нового материала в синхронном формате, а закрепление асинхронно.
Возможности платформы Күнделік для дистанционного обучения не столь широки, однако именно она, наиболее удобна для уроков асинхронного формата. Накануне урока, в группу каждого класса размещается план-конспект урока, презентация, ссылки на необходимый ресурс. При необходимости, учитель размещает объявление в группе, или предупреждает о каких-либо изменениях. На странице урока, можно сделать комментарий, увидеть который может не только ученик, но и родители. Это инструмент сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, учениками.
Важным вопросом дистанционного обучения является оптимизация учебных заданий. При дистанционном формате отсутствует привычное понятие «домашнее задание», так как существуют только учебное задание, которое обучающийся выполняет самостоятельно, используя различные ресурсы. Какие формы учебных заданий выбрать, как сделать их интересными для учеников, как наилучшим образом организовать их выполнение и проверку, как при этом соблюсти санитарно-гигиенические требования учебной нагрузки? Решением проблемы стало использование инструментов ИКТ. LearningApps — бесплатное приложение, где собраны разнообразные по форме и содержанию учебные задания по всем общеобразовательным предметам. Можно использовать готовые задания, уже размещенные другими авторами, но можно, используя шаблон, создавать свои. Шаблоны данного приложения собраны по функциональному признаку, здесь размещены шаблоны заданий на соответствие, выбор правильного ответа, заполнение пропущенных слов в предложении, сортировка, хронологическая линейка, игровые задания- соревнование с компьютером, собери пазл, кроссворд с картинками, где это находится, и многие другие. Пользоваться ресурсом легко как учителю, так и ученику. Необходимо на главной странице нажать на «все упражнения», откроются категории, выбираем географию и можно использовать любое подходящее теме урока задание.
Для выполнения заданий ученики получают ссылку, которую можно разместить в плане-конспекте урока, регистрация не требуется. Правильность выполнения определяется автоматически, ребята делают скрин или фото страницы с задание и высылают учителю любым мессенджером. Особенностью данного ресурса является то, что он содержит задания на разных языках, в том числе и на казахском.
Согласно Приложению 1 к приказу Министерства образовании и науки Республики Казахстан от «13» августа 2020 года № 345 право учителя выбирать платформу, синхронный, асинхронный или комбинированный режим проведения учебных занятий. Моя задача, как учителя географии, сделать процесс дистанционного обучения предмету интересным, увлекательным, продуктивным и доступным для всех своих учеников. Средств и форм великое множество, и для их освоения требуется немало времени. Обучаясь на курсах НИШ «Учусь учить дистанционно», посещая вебинары Online Mektep и Microsoft, я значительно расширила багаж своих знаний о технологиях дистанционного обучения, однако практика преподавания показывает, что нет ничего важнее живого общения учителя и ученика!
Список литературы:
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» № 319-III от 27.07.2007 Статья11
2. Иванов Д. И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов. — М.. Чистые пруды, 2007. — 32 с.
3. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А. В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007.
- 6791 просмотр