Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании основ экономики
Берген Елена Владимировна, преподаватель экономических дисциплин
Петропавловского
В современных условиях развития науки и техники новые информационные технологии проникли почти во все сферы жизни современного человека. Эффективное использование ИКТ помогает людям жить в информационном обществе, получать новые знания, добиться успеха в выбранных ими профессиях. Современные ИКТ позволяют эффективно использовать в системе образования на уроках экономических дисциплин с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей, организации познавательной деятельности учащихся.
Использование электронных учебников и пособий очень помогает в решении задач по организации практической и самостоятельной деятельности учащихся на уроках по основам экономики. Применение компьютерных технологий дает возможность развитию мышления, внимания, повышению мотивации и эффективности обучения.
При использовании ИКТ необходимо обратить особое внимание на логически грамотно продуманную структуру самого урока. Планируя урок с применением ИКТ преподаватель должен соблюдать требования, в которых раскрывается место применения информационных технологий, логику раскрытия материала, средство обучения, характер изложения материала, анализировать и обсуждать фундаментальны, узловые вопросы изучаемого материала. Методикой применения ИКТ является благоприятное сочетание и взаимосвязь разных форм и приемов на уроке, что позволяет сделать процесс обучения активным и для преподавателя, и для студента, а так же позволяет максимально активизировать внимание на базовом материале и на логических связях с другими преподаваемыми предметами. Представляет интерес такой вид межпредметной связи как информатика, которая изучается параллельно с разделами базового курса. Такой интегрированный подход вырабатывает и закрепляет навыки применения компьютера, предоставляет возможность работать с различными источниками экономической информации, способствует развитию творческих способностей у учащихся.
При проведении уроков можно использовать различные форму организации учебных занятий:
- Лекции;
- Практические занятия;
- Дискуссии;
- Творческие задания;
- Проекты;
- Деловые игры;
- Компьютерные практикумы.
Кроме традиционных форм и методов проведения уроков можно использовать при изучении экономики:
- Методика использования творческих заданий на уроках экономики с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов,
бизнес-планов ); - Методика организации компьютерного практикума на уроках экономики (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
- Методика использования метода проектов на уроках экономики с применением средств Microsoft Office (создание электронных таблиц);
- Методика работы с
Интернет-технологиями (поиск ответов на вопросы, информации)
Целью применения методики с использованием ИКТ на уроках экономики является повышение результативности обучения, повышения интереса к предмету, осознание полученных знаний и умений и практическое применение, повышение информационной культуры. Применение методики с использованием ИКТ при организации самостоятельных и практических работ студентов является одним из современных методов обучения, что активизирует их деятельность. Это позволит достичь преподавателю следующих результатов: повышение мотивации в изучении основ экономики, повышению успеваемости, повышению качества и интенсивности работы студентов. Предлагаю вашему вниманию разработку урока по предмету «Основы экономики» с применением простейших компьютерных технологий.
Тема урока: Организация. Среда организации. Успешное управление.
Цель урока: изучить значимость организации в обществе, ее структуру и эффективность управления
Задачи урока:
А) Образовательная:
Расширение теоретических знаний по данной теме и формирование умений применять полученные знания на практике
Б) Развивающая:
Развитие экономической и информационной компетентности у студентов, формирование умения коллективно обсуждать рациональность тех или иных решений, стимулировать
В) Воспитательная
Активизировать познавательную деятельность студентов к изучению: информационных технологий, менеджмента, экономики, воспитание инициативы, самостоятельности, профессионализма
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
Виды самостоятельной работы на уроке: тестирование, решение проблемных ситуаций, создание слайдов в программе PowerPoint
Методическое обеспечение урока: слайды презентаций, тестовые задания, инструкционные карты
Технические средства обучения: компьютеры, компьютерная программа «Тестировщик», «Microsoft PowerPoint», электронная доска, мультимедийный проектор, локальная сеть.
Межпредметные связи: экономическая информатика и информационные технологии, основы менеджмента, основы экономической теории
Структура урока
I. Вводно-мотивационный этап
1. Отметка отсутствующих
2. Сообщение темы и цели урока
Мотивация: «Осенний сад»
II. Актуализация опорных знаний
Метод актуализации: беседа, самостоятельная работа по выполнению тестовых заданий на компьютерах
III. Изложение нового материала
Метод:
План
1. Понятие организации
2. Внешняя и внутренняя среда организации
3. Успешное управление
Использование афоризмов на уроке:
«Организация существует лишь по одной причине: чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому было бы не под силу (Р. Уолтмен)»
«Кто хочет многого достигнуть, должен ставить высокие требования (Гете)».
«Организовать — это значит сначала оценить возможность, а уже потом ставить задачу (
«Основное качество менеджера, управляющего — эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную цель. (Точка зрения Гарвардской школы бизнеса).»
IV. Этап закрепления нового материала
Метод: игровой момент «Своя игра», создание слайдов по инструкционным картам
V. Рефлексивно-оценочный этап
1. Рефлексия: тренинг «Лист пожеланий»
2. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
Журнал «Мастер класса» № 1 2011
Источник: СК ИПК ППК
- 19831 просмотр