Применение стратегии ролевых игр при обучении английскому языку для развития навыков функциональной грамотности учащихся
Цхе Татьяна Владимировна учитель английского языка, высшая категория, 30 лет, КГУ «Специализированная школа для одарённых детей с обучением на трёх языках», Казахстан, Жамбылская область, г.Тараз |
Вот уже более 15 лет мы живём в третьем тысячелетии. За последние сто лет люди стали свидетелями многочисленных изменений: мы пользуемся гаджетами и устройствами, значительно облегчающими нашу повседневную жизнь, общаемся друг с другом быстрее, дешевле и проще, чем раньше, продолжительность жизни стала длиннее благодаря новейшим достижениям науки и медицины.
Древнее латинское изречение гласит «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Применительно к развитию системы образования можно сказать, что в разные периоды развития общества требования, предъявляемые к содержанию образования и структуре образовательных учреждений во всём мире, также подвергались серьёзным изменениям.
Если раньше школа была единственным местом, где человек мог получить информацию, а авторитет учителя как человека, знавшего всё и вся, был бесспорным, то сейчас мы окружены множеством разнообразных источников информации. То, что было актуально в прошлом году или даже вчера, может стать устаревшим и ненужным сегодня. То же самое можно сказать об умениях и навыках, которые используются нами сейчас.
В изменившемся мире, условиях всеобщей глобализации учителя должны осознать необходимость перехода от традиционной системы обучения, основная цель которой заключается лишь в том, чтобы обеспечивать учащихся информацией и развивать память, к личностно-ориентированной.
Современный ученик должен осознать, что надо учиться не просто для того, чтобы знать, но и для того, чтобы успешно применять полученные знания на практике для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.
Таким, на мой взгляд, должен быть лозунг образования в наш век технологий и инноваций.
Положения Концепции Инновационного развития Республики Казахстан до 2030 года гласят: «Ключевыми компетенциями у граждан будут способность к критическому и созидательному мышлению; навыки и готовность к постоянному самосовершенствованию, включая навыки самообучения, переобучения и самостоятельной работы; инициативность и способность к риску; владение иностранными языками, включая обязательное трёхязычие».
Почти 20 лет я работаю учителем английского языка в «Специализированной школе для одарённых детей с обучением на трёх языках», которую закончила в начале 80х. Если раньше главными задачами обучения иностранному языку выступали вооружение учащихся большим лексическим запасом, знанием грамматики и умением читать и переводить тексты, то в настоящее время упор делается на развитие коммуникативной компетентности. Современный молодой человек должен уметь вступать в общение на иностранном языке и поддерживать его, ориентироваться в другой стране, уметь рассказать о свой стране, людях, которые в ней живут, их традициях, обычаях.
Таким образом, школа должна развивать навыки функциональной грамотности учащихся, т. е. их умения интегрировать связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.
Одной из стратегий данного подхода я считаю применение метода ролевых игр, который позволяет использовать английский язык в реальных жизненных ситуациях, сосредоточиться больше на общении, нежели на грамматике, а также способствует развитию креативности и самостоятельности мышления. Кроме того, ролевые игры снимают психологическое напряжение на уроке, позволяют даже слабым ученикам проявить себя. Важным преимуществом этой стратегии я считаю то, что можно проводить их в различном режиме: индивидуальном, парном и групповом.
Например, в младших классах, при закреплении вокабуляра и Present Simple учащиеся могут загадать животное или какой-нибудь предмет и описать его образ жизни или свойства: I am big. I am grey. I live in Africa. I have big ears and a long nose. I can lift heavy things. I don’t eat meat. You can see me in the Zoo or in the circus. I have a loud voice.
С учащимися средней параллели при разыгрывании диалогов из учебника можно применять соответствующий реквизит и акцентировать внимание на проявлении эмоций, жестов, мимики. К примеру, при разыгрывании сцены о загрязнении моря нефтью (учебник Way Ahead 4 издательства Macmillan) учащимся была дана бумажная чайка с «пятнами нефти» на перьях.
Успешно проходит разыгрывание диалогов: «В магазине», «В библиотеке», «В незнакомом городе», «О хобби».
На старшей параллели, где уровень лексических и грамматических навыков позволяют учащимся строить собственные диалоги при разыгрывании сюжетов, применение ролевых игр очень разнообразит урок, делает его оригинальным и запоминающимся. К примеру, после прочтения текстов можно попросить учащихся разыграть сценку между персонажами текста, не ограничиваясь лишь информацией из учебника. Или разыграть интервью между журналистом и спортсменом, журналистом и работником компании, работодателем и соискателем должности, экзаменатором и экзаменуемым, врачом и пациентом.
Мной широко применяются такие методы, как использование «легенды» для каждого персонажа или применение каких-либо конкретных фраз, обсуждение сильных и слабых сторон чего-либо. Например, при разыгрывании сцены между двумя соседями, можно предложить учащимся конфликтную ситуацию, когда один из соседей- молодой человек, громко включающий музыку, а другой — молодой отец тройняшек. Учителю важно продумывать те обстоятельства, в которых окажутся герои игры: во-первых, она должна быть взятой из реальной жизни, во-вторых, она должна быть интересна учащимся, давать им возможность проявить свой артистизм, умение выходить из различных ситуаций, применяя изученный или новый вокабуляр, разговорные клише и структуры.
К слову сказать, УМК, применяющиеся в нашей школе Laser B1, Laser B1+, Laser B2 издательства Macmillan, отлично подходят для внедрения ролевых игр в процесс обучения. Учебники содержат множество познавательных текстов, статей, учащиеся имеют возможность прослушивать аутентичные радиопередачи, интервью благодаря дискам, входящим в комплекс. Темы и проблемы, рассматриваемые в учебниках, позволяют ребятам применять как деловой, так и неформальный стиль в общении.
Об эффективности методов и стратегий, применяемых учителями английского языка нашей школы, можно судить по результатам и достижениям учеников:
1. Качество знаний по ЕНТ за последние 3 года-100%
2. Поступление учащихся на лингвистические специальности университетов РК, ближнего и дальнего зарубежья
3. Участие учащихся в международных конкурсах проектов, их защита
на английском языке в США, Швеции, Южной Корее, Румынии, Индии.
Великому Александру Македонскому принадлежат слова «Я обязан отцу за то, что он дал мне жизнь, а учителям за то, что они сделали ее достойной».
Нам, учителям, обучающим современное молодое поколение, которое порой лучше нас разбирается в технологических новинках, нужно никогда не забывать о том, что мы в ответе за его духовное и нравственное развитие.
В современных стремительно развивающихся реалиях, в условиях информатизации, глобализации, конкуренции образование приобретает неповторимую важность и необходимость для тех, кто хочет быть успешным, востребованным, конкурентоспособным. И если каждое новое поколение осознаёт свою ответственность за будущее страны, стремится улучшить жизнь на нашей планете и взаимоотношения между людьми, задачи, стоящие перед системой образования, можно считать выполненными.
- 18434 просмотра