Приобщение школьников к чтению
Ермоленко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 2 ст. Павловской Павловского района Краснодарского края. |
Аннотация
Статья Ермоленко Н.И. «Приобщение школьников к чтению» исследует проблему обучения учащихся на уроках литературы вдумчивому чтению с целью развития интереса к художественной литературе. Чтение как путь к совершенствованию молодого поколения всегда оставалось краеугольным камнем в деле воспитания личности. Нынешнее время требует особых усилий, прежде всего школьных учителей, в решении этой задачи.
Автор статьи рассматривает процесс формирования литературного мышления учащихся на примере своего опыта работы в школе. Приводятся элементы конкретных уроков использования текстов разных видов литературы: произведений
В рассматриваемой статье отмечается, что приобщение школьников к чтению — процесс длительный и сложный, под силу творческим учителям. Проблема чтения учащимися не новая, однако сегодня она является особенно злободневной. В преддверии внедрения в российское образование нового поколения стандартов и появление новых учебников обязывает учителей — словесников активизировать свою деятельность в этом направлении.
Автор статьи дает понять, что приобщение к чтению осуществляется путем поиска методов внимательного исследования текстов художественных произведений на уроках в ходе коллективной, совместно с учителем и под его руководством, деятельности учащихся. Это приводит к появлению интереса к прочитанному, рождает желание приобщиться к чтению.
В статье акцентируется внимание на роли чтения в жизни школьников, внимании к художественному слову, как через подачу материала учителем формируется устойчивый интерес к книге вообще, что благоприятно влияет на личность молодого человека.
Учитель — книга — ученик. К этим трем слагаемым можно добавить множество других. Но умолчать о чтении, как об одном из главных, нельзя.
Педагогическая работа — наука и искусство. Руководство чтением не терпит штампа. То, что блестяще получается в одном классе, может обернуться пустой тратой времени в другом. Для меня каждый ученик и каждый класс особенные, неповторимые по своим интересам, склонностям, способностям. Ведь важно не только, что читают, но какой след оставляет это чтение в мировоззрении и чувствах юных читателей. К чему оно влечет и от чего отвращает.
«Если положительные типы, составляемые литературою, составляют ценный воспитательный материал, то те же самые типы, создаваемы самой жизнью, стоят вне всякой цены…» — утверждал
Сегодня, отвечая установкам ФГОС, необходимо приобщать к чтению детей с целью развития у них универсальных учебных действий. Психологи предлагают воспитывать у учащихся такую жизненную установку, когда они (учащиеся) берут в свои руки контроль над своим обучением. И вот здесь важной составляющей является приобщение к чтению. Речь идет о приобретении опыта молодым поколением самостоятельной работы с книгой, в том числе и с электронной. Не секрет, что компьютер стал для наших детей доступен и любим.
Когда говорят, что сейчас дети совершенно не читают художественную литературу, не читают вообще, не любят читать, то у меня возникает чувство досады по поводу этого утверждения. Смею уверить: читают. К счастью, школьная программа предлагает немало замечательных произведений из русской и зарубежной классики. Мы,
Творческий учитель постоянно ищет путь к сердцу, душе своего ученика, чтобы возделав почву, бросить зерно и ждать…. Прорастет ли… Учитель — словесник имеет богатый арсенал средств воздействия на чувства ребенка. Прежде всего, это русская и зарубежная классика.
Говорить с современными подростками о Достоевском не просто. Причин для этого немало: надо приложить усилия к чтению, попытаться разобраться во всех коллизиях, происходящих на страницах произведений писателя; срабатывает отрицательный опыт старшего поколения, что Достоевский — это нечто трудное, и лучше не читать. Тем труднее задача учителя — переломить такой стереотип, попробовать увлечь учащихся. Для этого учителю необходимо хорошо знать, о чем следует говорить, как говорить, с чего начинать разговор.
Впервые школьники знакомятся с Достоевским в 8 классе, когда изучается повесть «Бедные люди». Роман в письмах между молодыми людьми не может увлечь сегодняшних молодых людей — они письма не пишут, и читать пространные рассуждения героев им не интересно. Это на первый взгляд. По мере того как учитель вовлекает в постижение текста ребят, направляя и комментируя отдельные эпизоды повести, рождается интерес, светлеют глаза, текст произведения становится для них более прозрачным и понятным. Переписка героев, в которой так много искренности и душевных излияний, и сердечных надрывов постепенно увлекает класс. Разговор переходит в русло сегодняшних отношений между людьми, о форме выражения своих привязанностей. Восьмиклассники нынешние находятся в том возрастном периоде, когда возникает первая влюбленность, а выразить возникшее чувство они еще не способны. Помогают уроки Достоевского. Многословие и выспренность слога повести естественны для характера героя, слишком многое накопилось в его душе и требует выхода. Учащиеся воспринимают это как естественное явление, понятное им, нашедшее отклик у них самих.
Следствием прочтения и разговора являются письма учащихся. Задача не всем по плечу, но те, кто берется, получают первые серьезные уроки от Достоевского.
В следующем классе Достоевский приходит с повестью «Белые ночи». Фантазер, романтик, мечтатель живет в душе Макара Девушкина. Ночные встречи молодых людей, отсутствие посторонних глаз, желание высказать друг другу все, что нуждается быть услышанным, — это близко шестнадцатилетним. Жить в мечтах, в грезах — это не только попытка героя спрятаться от повседневной жестокой действительности, но и показатель чистоты и целомудренности, нравственной высоте. Писатель Достоевский помогает проникнуть в тайники души как героев повести, так и в свои собственные. Это уже немало, чтобы думать над истоками теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
С первых страниц произведения учащиеся понимают, что это не обычная детективная история, не криминальные разборки, которыми пестрят экраны телевизоров и страницы однодневок — бестселлеров. Захватывает мечущийся по улицам Петербурга бывший
Вместе с Раскольниковым мы с ребятами окунаемся в жизнь буржуазного столичного города. Поражают картины жуткой нищеты, грязных улиц, распивочных заведений, откровенных уличных сцен. И главное, полное равнодушие людей друг к другу.
История жизни Мармеладова, рассказанная им самим, подкупает неподдельной искренностью. Герой сам себя судит беспощадно, неистово. Десятиклассников прорывает на разговор, Достоевский «провоцирует» читателей на потребность высказаться. Кто виноват в таком раскладе жизни в общем то, неглупого и порядочного человека? Пьет — и потому все так плохо, или все плохо — и потому пьет? Невольно разговор переходит в современное русло: проблема алкоголизма, наркомании, потери жизненных ориентиров среди нынешней молодежи. Хочется хорошо жить — нужны средства. «Убей старуху, и возьми у неё деньги»- размышляет герой Достоевского. Забери у тех, кому деньги как бы и без надобности. Легко? Просто? Современные Раскольниковы так и поступают, в лучшем случае, отбирают силой у стариков, женщин.
Я наблюдаю за лицами своих воспитанников. Равнодушных нет. Теплеет на душе: значит, не все так плохо у нашей молодежи. Надо просто увлечь чтением Достоевского. Настоящая классика не позволяет быть неискренним.
Перечитываем сцену с пьяной девочкой в сквере. Рассматриваем ситуацию вблизи, издали, изнутри… Хоть однажды могли наблюдать подобное сегодня. Оказывается, и не раз. Печально. Теперь уже девушки опускают глаза, однако искренне сочувствуют своей сверстнице из романа Достоевского.
Урок проходит мгновенно, ребята досадуют на звонок, разговор переносится на следующий. Я вижу, как уходят на перемену ребята. Молча. Достоевский захватил, сразу выбросить из головы не удается. Даже непоседы делаются серьезными.
Судорожные сборы Раскольникова на убийство: ничего не забыть, все учесть, предусмотреть. И все складывается удачно, и топор взят незаметно, и сторонние не встретились, и старуха оказалась дома. «Кровь хлынула как из стакана»… Зачем так натурально, в полную величину? Преступление всегда безобразно, хотели — получите, господа Раскольниковы…. Вот она, идея, в действии. Лизавета… Да откуда она взялась? И опять поднят топор. В классе тишина. Надо ли говорить
Конечно, надо. Потом… Осмыслив…
И приходит вывод. Нельзя! Нельзя этого делать. Наступает расплата за содеянное. Наказание за преступные мысли. За посягательство на жизнь человека.
И опять по страницам романа «Преступление и наказание» вместе с писателем, с его полубезумным героем мы опускаемся в бездну человеческих страстей, страданий, мытарств. Почему не сошел с ума? Почему не выбросился с моста? Достоевский утверждает: живи, неси свой крест, ты его «заслужил».
Когда мы дочитывали с ребятами последние страницы эпилога, казалось, что прожили целую жизнь с героем романа. Я напрямую спрашиваю у класса: «Как теперь вам Достоевский?»
Ответы были односложные: трогает, волнует, интересно, жутко, современно, увлекает…
Где и когда еще можно говорить с молодежью, если не на таких уроках? И когда пишут, что надо перевести литературу в школе в область «Искусство» в качестве обзорных уроков, хочется напомнить: книга — великое достояние человечества, и таковым останется надолго.
Достоевский был, есть и будет. Он — вечен. Он нужен сегодня, может быть, как никогда ранее.
Особая роль в школьном обучении принадлежит лирическим произведениям. Эстетическая значимость эмоциональных по своей природе лирических произведений в том, что они обогащают душевный мир школьников. Развивают в них способность воспринимать прекрасное в человеческих мыслях, чувствах, переживаниях, пробуждает эмоциональные отклики на заветные думы поэтов.
Первые практические навыки приобщения к чтению учащиеся получают в начальной школе на уроках художественного чтения и обсуждения прочитанного. В средней школе необходима индивидуальная работа с детьми, склонными к восприятию словесной информации в художественной литературе. Начинать следует со стихов. Стихотворная речь — благодатная почва для воспитания художественного вкуса и приятный вид деятельности на пути постижения словесного рода искусства.
Младшие школьники с удовольствием импровизируют на тему произведения. Особенно близки и понятны им стихи о природе, животных, птицах, временах года. Роль учителя, наставника на пути развития художественного мышления у детей трудно переоценить. Их знакомят с информацией о том, что существует богатая, сформировавшаяся еще с античности система средств создания образности в художественной и публицистической литературе — тропы как средства создания переносного значения и фигуры как способы построения текста. Идет системная работа по усвоению и овладению терминологическим аппаратом: метафора, олицетворение, аллегория, символ, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола, инверсия, градация, анафора
Какая фигура положена в основу построения текста стихотворения
Какие виды тропов преобладают в данных стихотворениях: «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…«
Работа над художественным текстом с учащимися продолжается во внеурочной деятельности. Это позволяет вести
Среди старших школьников (к сожалению, число их становится невелико, остаются только увлеченные) наиболее эффективным является форма диалога с учителем в период работы с художественным произведением, с близким по совместимости и восприятию товарищем (желательно старшим по возрасту, опыту), либо организация занятий, построенных на
В практике литературных уроков немало попадается подводных камней, о которые разбиваются самые добрые наши стремления. Обычно школьная методика предлагает большие произведения по объему учащимся читать самостоятельно. Я часто отступаю от таких рекомендаций. Особенно если речь идет об изучении драматического произведения. Я читаю произведение в классе вместе с учащимися. Если оно объемное, выборочно главные сцены и явления.
Несмотря на то, что современная методика рекомендует не прерывать чтение комментариями, чтобы не нарушить восприятие, все же комментарий нужен, как подсказывает практика. Учителю нужно постараться уже в первоначальном чтении заинтересовать учащихся, помочь им следить за тем, как раскрываются характеры, как возникает и развивается конфликт. Он учит школьников читать и понимать сложное произведение искусства. Это как раз и окажется самым лучшим способом проникновения в идейную, моральную и эстетическую сокровищницу произведения. Это будет медленное движение по тексту, комментированное чтение, и комментарий многообразен: лексический и фразеологический, бытовой и
Читаем список действующих лиц. Вот Фамусов, богатый барин, из тех, кто живет в Москве и делает карьеру. Он управляющий в казенном месте (видимо, правительственном учреждении). Грибоедов наделил его, как и некоторых других, говорящей фамилией: от латинского слова fama — молва. Молчалин, Скалозуб, Тугоуховские, Хрюмины. Это фамусовский круг. А рядом с ними — одинокое и скромное имя Александра Андреевича Чацкого.
Сделан первый шаг, а дальше по тексту внимательно прослеживаем развитие действия, обращая внимание на ремарки и пояснения автора. Пониманию характеров героев помогают наблюдения учащихся над своеобразными особенностями их речи. Не остаются равнодушными к остроумию и тонкому юмору главного героя, а за ним сам
Навыки оценки прочитанного, умение сопоставлять различные точки зрения, вести дискуссию не приходят в одночасье. Это система работы учителя и помощь родителей.
В процессе своей работы с учащимися на пути приобщения их к чтению я использую
- Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- Выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Осуществлять рефлексию способов и условий действия;
- Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- Учиться смысловому чтению;
- Извлекать информацию из прослушанных текстов разных жанров;
- Уметь определять основную и второстепенную информацию;
- Уметь адекватно подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
- Составлять тексты различных жанров.
Все это позволяет обеспечить социальную компетенцию школьников.
Список использованной литературы
1.
2.
3.
- 9915 просмотров