Проектная деятельность по основам математики на тему: «Путешествие в страну чисел и цифр»
Махина Нина Петровна, воспитатель, высшая квалификационная категория, стаж 37 лет. КГКП «Детский сад «Мирас»». Акмолинская область, Сандыктауский район, село Балкашино |
Актуальность
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.
Через проектную деятельность:
1. Можно не только передавать детям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями в решении новых познавательных и практических задач.
2. Опираясь на основную естественную деятельность ребёнка — игру — сформировать у него коммуникативные навыки и умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и прочее.)
3. Реализуется инициатива ребёнка — это значимо для развития умения детьми пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Проект — это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др.
Проект предназначен для занятий с детьми старшей и подготовительной к школе группы.
Цель: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи:
1.Организовать работу по подготовке детей к изучению темы «Количество и счет»
2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
3.Обогащать новыми представлениями и понятиями.
4.Закреплять знания о цифрах и числах.
5.Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений о количестве, развитие способностей и мышление детей.
Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Срок действия проекта: долгосрочный (2 года)
Участники проекта: дети старшей и подготовительной к школе группы
Вид проекта: исследовательско-творческий
По содержанию: обучающий
План реализации проекта:
1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
2. Постановка проблемы.
3. Постановка цели.
4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
5. Работа с родителями.
6. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
7. Промежуточное обсуждение полученных данных.
8. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
9. Презентация проекта.
Подготовительный этап.
Обсуждалась тема проекта, проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте.
Работа с детьми.
ФЭМП: дети знакомились с геометрическими фигурами и телами, учились давать описание, знакомились с цифрами и числами.
Развитие речи: составляют описательные рассказы, сочиняют сказки.
Ознакомление с художественной литературой: знакомились с произведениями, в которых встречаются предметы различной формы, величины: «Колобок», «Теремок» и др., встречаются определенные числа: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Цветик — семицветик» др.
Физическое воспитание: закреплялись в подвижных играх и играх — соревнованиях форма предметов, величина, счет.
Исследовательский этап.
Дети выбирают цифру. Нужно исследовать цифру и соответствующее число, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.
В самостоятельной ИЗО-деятельности дети рисуют цифры, линии; превращают их в предметы; находят количество предметов в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина.
Совместно с родителями сочиняют сказки, рисуют рисунки, делают поделки.
В ходе проводимой работы по формированию у дошкольников представлений о цифрах, широко используются игры. В самостоятельной деятельности дети играют индивидуально или объединяются со сверстниками в разнообразных играх по формированию данных математических понятий.
План-график проекта:
Проект построен на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Вид деятельности |
Задачи |
Методы и приемы |
ФЭМП
1-й год работы над проектом
|
Познакомить с геометрическими фигурами, цифрами, числами; продолжить работу по составу чисел. |
Совместная организованная деятельность. Дидактические игры, математические сказки, театральная деятельность. Презентация проектных работ - родительское собрание, итоговое занятие. |
знавательное развитие |
Расширить знания детей о фигурах, цифрах и числах; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. |
Наблюдения. Отгадывание загадок. Придумывание загадок Беседы. Рассматривание картин и иллюстраций. |
Развитие речи |
Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах. |
Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы. Составление рассказов, сказок. |
Ознакомление с художественной литературой |
Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов. Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать, прогнозировать, сочинять происходящие с ними события. |
Чтение сказок. Разные виды театра. Переделать конец сказки, «Закончи сказку по-другому». Рассказывание сказки по схеме.
|
Физическое воспитание |
Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. |
Подвижные игры. Игры-соревнования. Использование счета и форм предметов в играх. |
Изо-деятельность |
Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку. |
Превращение фигур, цифр в предметы. «На что похожи цифры?»: составление коллажей, альбомов. |
Игровая деятельность |
Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их. |
Дидактические игры. Подвижные игры. Сюжетно-ролевые игры. Театральные игры. Словесные игры. Строительные игры. Подготовка дидактического материала к играм. |
Продуктивная деятельность |
Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда. |
Рисунки, коллажи. Поделки. Постройки из конструктора, строителя, песка. |
Самостоятельная деятельность |
Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников. |
Разнообразные игры. Исследовательская деятельность. Рисунки о числах и цифрах. Продуктивная деятельность. Применение игр в свободной деятельности. |
Работа с родителями |
Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Вызвать у родителей желание играть с детьми, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.
. Консультация для родителей «Роль дидактической игры в процессе формирования ЭМП у детей дошкольного возраста»
|
Разучивание игр, применение игр дома для закрепления изученного материала. Чтение художественной литературы. «Сказки о геометрических фигурах». Помощь родителей в разучивании ролей в театрализованной деятельности - «Сказка о цифрах». Составление коллажей. Опыты семейного воспитания. Помощь родителей в изготовлении дидактических игр и пособий. Презентация рисунков, коллажей на родительском собрании. |
Творческий этап |
Совместная работа воспитателя, родителей, детей. |
Изготовление дидактического материала, дидактических игр и пособий. |
Создание математического уголка |
Совместно с детьми и родителями создать математический уголок. |
Пополнить уголок дидактическими играми и пособиями. Составить картотеку игр. Презентация проекта: итоговое занятие по математике «Путешествие в мир математики» |
2 –й год работы |
Совместная работа воспитателя, детей. |
Продолжить работу по теме, изучать состав чисел и применять полученные знания в ОУД, свободной деятельности. Подготовить «КВН», математический досуг «Сказка о единичке», итоговое занятие.
|
Работа с родителями |
Совместная работа воспитателя и родителей |
Помощь родителей в изготовлении математических пособий. Открытые просмотры: «КВН», «Сказка о единичке», родительское собрание «Скоро в школу», итоговое занятие. |
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки. Презентация проекта.
Предполагаемый результат:
Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, цифрах и числах; поможет детям усвоить приемы вычислительной деятельности, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Похожие материалы: https://multiurok. ru/index. php/files/proekt-po-femp-v-starshei-gruppe. html
- 11956 просмотров