Программа «Воспитание патриота Казахстана»
Московченко Наталья Михайловна, учитель начальных классов и организатор школы, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Московская основная школа» село Московка Кокпектинский район, ВКО |
Аннотация: Презентация «Воспитание гражданина Независимого государства: проблемы и пути их решения» знакомит с формами организации совместной деятельности учащихся и педагогов. Вашему вниманию предлагается разработанная программа Московской основной школы «Воспитание патриота Казахстана» на основе Государственной программы патриотического воспитания граждан Казахстана и элементов программы Кабуша «Позиция», которая наиболее оптимально соответствует той среде, в которой воспитываются наши дети.
Программа ориентирована на учащихся 1–9 классов, определяет основные пути сложившейся в школе системы патриотического воспитания, её основные компоненты, позволяющие формировать стереотип современного человека в условиях нового общества — «гражданина, патриота своей Родины». При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы. Тенденции развития нашего государства.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, прошлое своей Родины, историю края в котором вырос, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.
В жизнь современного образования активно вошло воспитание казахстанского патриотизма. Знакомство с бытом и культурой отчего края, способствует
Результаты анализа
Это привело к необходимости систематической работы педагогического коллектива по повышению у учащихся Казахстанского патриотизма и гражданственности.
Работа по данной теме ведется по следующим этапам: диагностический, теоретический, практический и итоговый.
На диагностическом этапе в начале учебного года было проведено анкетирование педагогов и родителей, исследованы уровни знаний детей во всех возрастных категориях, проведена организационная деятельная игра «Поле проблем» для всех категорий: педагогов, учащихся, родителей и общественности, в результате которой были определены основные формы работы по данному направлению.
На теоретическом этапе: разработана программа Московской основной школы «Воспитание патриота Казахстана» на основе Государственной программы патриотического воспитания граждан Казахстана и элементов программы Кабуша «Позиция», которая наиболее оптимально соответствует той среде, в которой воспитываются наши дети.
Программа ориентирована на учащихся 1–9 классов, определяет основные пути сложившейся в школе системы патриотического воспитания, её основные компоненты, позволяющие формировать стереотип современного человека в условиях нового общества — «гражданина, патриота своей Родины».При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы. Тенденции развития нашего государства.
Графически это выглядит так:
Содержание проблемы Содержание работы по направлениям:
I направление: «Я и моя семья»
Основное содержание данного направления — подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Дети должны знать свои семейные традиции. Уметь любить и беречь своих близких. Знать свою родословную и уметь ее составлять. Знать понятия «род», «семья», «древо», уметь составлять семейный альбом. Уметь рассказывать о своих близких, друзьях.
II направление: «Я и моя школа»
Основное содержание деятельности — осмысление воспитанником того, что школа является его вторым домом. Прививать любовь к школе. Познакомить с историей школы, ее традициями. Воспитать чувство гордости за родную школу. Формировать у детей осознание своей принадлежности к школьному коллективу, создание атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Знать и выполнять школьные правила.
Участие в оформлении летописи школы.
III направление: «Малая Родина»
Цель направления — уберечь детей от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. Предполагает организацию лекций, праздников, углубление знаний о традициях русского народа, истории Казахстана. Формирование патриотизма, бережного отношения к прошлому и настоящему.
IV направление: «Народные и государственные праздники»
Данное направление включает в себя изучение народных и государственных праздников, историю их празднования. Воспитанники должны научиться разбираться в жанрах устного народного творчества, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.
Система контроля:
- игры
- кроссворды
- словесные игры
- викторины
- тесты
Предполагаемый результат деятельности:
— убежденность детей в том, что настоящий гражданин Казахстана любит и гордится своей Родиной, изучает ее
Учащиеся должны уметь самостоятельно
- Оформлять тематическую выставку
- Написать официальное письмо ветеранам
- Работать со справочной литературой
- Провести устный журнал, лекцию, экскурсию
- Описывать жилища, предмета быта, одежду различных времен отечественной истории
- Рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края
- Осуществлять исследовательскую, поисковую и творческую деятельность
III. Учебно-тематический план
- Традиции и праздники края.
- Реферат «Малая Родина»
- Викторина «По дорогам фольклора»
- Творческая работа «Путешествие в прошлое»
- Моя родословная
- «Наша история, от прошлого к настоящему»
- Государственная символика РК
- Реферат «Ими гордится Восточный Казахстан
В Московской основной школе действует клуб «Патриот», работа которого направлена на приобщение детей к глубинному традиционному наследию. Программный курс «Патриот» дает возможность познакомить учащихся с историей родного края и выработать у них навыки аналитической деятельности, самоконтроля и правильной самооценки, а так же применения полученных знаний на уроках природоведения, чтения, истории, географии и в различных жизненных ситуациях.
Изучение краеведения происходит через идею единства истории края и Отечества, что способствует воспитанию ощущения исторического долга и преемственности поколений, стремления к служению отечественной вере, государству, народу, семье как частице рода. Это нацеливает нас на сохранение великой культуры, приобщение к нравственности как первооснове человека на приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, веры, надежды.
Кроме развития познавательного интереса, программный курс «Патриот» несет важное воспитательное значение,
II. Пояснительная записка
Программный курс «Патриот» направлен на:
- совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения, способствует более глубокому усвоению и пониманию программного материала по ряду предметов, не повторяя школьной программы
- воспитание патриотизма и гражданственности, развитие исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций современного казахстанского общества
- изучение и расширение знаний учащихся об истории Восточного Казахстана с древнейших времен до современности, ее географическом положении, природе, материальной и духовной культуре.
В основе работы лежит программа воспитания школьников «Я — гражданин Казахстана»
Актуальность программы — в приобщении воспитанников к глубинному традиционному наследию родного края, основанном на понимании духовных ценностей народа, которые рождены веками.
Новизна программы заключается в приобщении воспитанников не только к истории Родины, но и к традициям и истории нашей «малой» Родины, села.
Специфика организации процесса обучения состоит в ориентации воспитанника на осознаваемую
Цель программы: создание условий для самореализации детей, их плодотворной работы над проектами гуманитарного направления
Задачи:
1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания воспитанников;
2. Способствовать развитию у воспитанников желания и умения приобретать знания по истории родного края
3. Способствовать сплочению коллектива, созданию климата взаимной заботы;
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и бережное отношение к достижениям старших поколений;
5. Развивать творческий и интеллектуальный уровень воспитанников.
Принципы организации занятий:
Предлагаемая программа носит комплексный характер.
Выполнение программы позволяет не только глубже изучить историю родного края, но и раскрыть познавательные способности учащихся, реализовать их личностный потенциал, помочь школьникам в приобретении навыков и умений, необходимых для получения дальнейшего образования (работа с литературой, историческими источниками, документами, выполнение различных видов творческих работ).
В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является общение и игровая деятельность. Основываясь на этой психологической особенности школьников, предполагаемая программа разделена на два года обучения.
Методы работы:
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог и воспитанники выявляют проблему и ищут пути ее решения);
- эвристический;
- игровой;
словесно-иллюстративный ;
Формы работы, сопутствующие учебному процессу
№ |
Содержание |
Дата проведения |
1. |
Тематические лекции |
В течение года |
4. |
Беседы на темы: «Государственные символы РК» |
Сентябрь-декабрь |
5. |
Просмотр видеофильмов на историческую тематику |
В течение года |
6. |
Проведение игр, викторин, тестов |
В течение года |
7. |
Лекции о знаменитых земляках |
В течение года |
8. |
Участие в общешкольных мероприятиях |
В течение года |
9. |
Встречи с ветеранами войны |
Февраль, май |
10. |
Проведение уроков Мужества |
Февраль |
13. |
Вахта памяти |
Май |
14. |
Музейные уроки |
В течение года |
Содержание работы по направлениям:
I направление: «Я и моя семья»
Основное содержание данного направления — подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Дети должны знать свои семейные традиции. Уметь любить и беречь своих близких. Знать свою родословную и уметь ее составлять. Знать понятия «род», «семья», «древо», уметь составлять семейный альбом. Уметь рассказывать о своих близких, друзьях.
II направление: «Я и моя школа»
Основное содержание деятельности — осмысление воспитанником того, что школа является его вторым домом. Прививать любовь к школе. Познакомить с историей школы, ее традициями. Воспитать чувство гордости за родную школу. Формировать у детей осознание своей принадлежности к школьному коллективу, создание атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Знать и выполнять школьные правила.
Участие в оформлении летописи школы.
III направление: «Малая Родина»
Цель направления — уберечь детей от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. Предполагает организацию лекций, праздников, углубление знаний о традициях русского народа, истории Казахстана. Формирование патриотизма, бережного отношения к прошлому и настоящему.
IV направление: «Народные и государственные праздники»
Данное направление включает в себя изучение народных и государственных праздников, историю их празднования. Воспитанники должны научиться разбираться в жанрах устного народного творчества, уметь использовать в речи пословицы, поговорки.
Система контроля:
- игры
- кроссворды
- словесные игры
- викторины
- тесты
Предполагаемый результат деятельности:
— убежденность детей в том, что настоящий гражданин Казахстана любит и гордится своей Родиной, изучает ее
Учащиеся должны уметь самостоятельно
- Оформлять тематическую выставку
- Написать официальное письмо ветеранам
- Работать со справочной литературой
- Провести устный журнал, лекцию, экскурсию
- Описывать жилища, предмета быта, одежду различных времен отечественной истории
- Рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края
- Осуществлять исследовательскую, поисковую и творческую деятельность
IV. Учебно-тематический план
- Традиции и праздники края.
- Реферат «Малая Родина»
- Викторина «По дорогам фольклора»
- Творческая работа «Путешествие в прошлое»
- Моя родословная
- «Наша история, от прошлого к настоящему»
- Государственная символика РК
- Реферат «Ими гордится Восточный Казахстан
V. Методическое обеспечение программы и условия ее реализации
Педагог имеет возможность применить различные формы и методы в организации работы, такие как:
- лекция;
- рассказ;
- беседа;
- дискуссия;
- встречи с интересными людьми;
- викторины;
- опрос;
- тестирование.
Работа клуба «Патриот» направлена на патриотическое воспитание подрастающего поколения.
- 24488 просмотров