9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Психологический практикум «Иллюзия восприятия или не верь своим глазам»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Третьякова Ольга Витальевна педагог-психолог, высшая квалификационная категориz КГУ «Школа-Лицей № 1» г. Риддер, ВКО

Третьякова Ольга Витальевна

Конспект урока по интересам

«Не поверю, пока не увижу собственными глазами» — так говорят, в случае если сталкиваются с чем-то необычным. А задумывались ли вы о том, что наши глаза могут нас обманывать?

Мы познаем окружающий мир через ощущение, восприятие, внимание и память. Ощущение — это отражение отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Но реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых, цветовых пятен, звуков и прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все что человек воспринимает, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Таким образом, восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Иллюзии восприятия (от лат. illusio — ошибка, заблуждение) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств.

Предлагаю рассмотреть некоторые иллюзии восприятия:

— иллюзия глубины;
— иллюзия размера;
— зрительные и оптические иллюзии.

Иллюзия глубины

Слайды 2-10. задания и ответы на слайде.

Слайд 11–12. Двигательный параллакс. За счет того, что круги движутся с разными скоростями, возникает иллюзия глубины. Сравните с неподвижной картинкой.

Иллюзия размера.

Слайд 13–14. контраст предметов. Окружение в котором находиться предмет воспринимаемый нами, оказывает заметное влияние на его восприятие. Так человек среднего роста в окружении очень высокий людей кажется значительно меньше своего роста.

Слайд 15 — перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части

Слайд 16–17 — Явление иррадиации. Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем, светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров.

Слайд 18 — иллюзия в одежде. Вертикальные полосы уменьшают объем, а горизонтальные увеличивают его.

Слайд 19-20 — А — переоценка вертикали. Вертикальное кажется нам больше равновеликого ему горизонтального. Эта иллюзия хорошо работает при определении пропорций плечевой и поясной одежды. Если блузка и юбка будут равны по длине, наш глаз будет испытывать некоторое беспокойство, разница должна быть явной, легко читаться.

Б — заполненного пространства. Заполненное рисунком или декором пространство кажется нам больше, чем незаполненное. Не следует использовать декор на тех местах фигуры, размеры которых «опасно» увеличивать.

В — переоценки острого и тупого угла. Расстояние между сторонами тупого угла недооцениваются, а расстояние между сторонами острого угла, наоборот, кажется больше.

Слайд 21-22 — оптические иллюзии. Набор цветовой гаммы оказывает влияние на глаз и производит впечатление движения.

Слайд 23-27 — зрительные иллюзии.

Слайд 28-36 — восприятие целого и части.

Слайд 37. Ну и на последок...

Внимательно следуйте инструкции. Это потрясающе!

Что делать:

1. Положите вашу руку на мышку (представьте, что рука лежит на мышке).
2. Наведите мышку на символ внизу (он без вирусов).
3. Сконцентрируйтесь на точку в середине экрана.
4. Смотрите на нее не менее 30 секунд, но не более 45 секунд.
5. Теперь посмотрите на свою руку на мышке.
6. Кричать не нужно — с вашей рукой все в порядке.

Вывод: Как вы видите, иллюзия — это неотъемлемая часть восприятия, которая только и занимается тем, что сопоставляет их с тем, насколько они согласуются с реальностью.

Список литературы:

1. Новое измерение. Оптические иллюзии. I-II галереи: Эл Сикл — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2004 г.- 84 с.
2. Новое измерение. Оптические иллюзии. III-IV галереи: Эл Сикл — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2004 г.- 84 с.
3. Оптические иллюзии: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2013 г.- 68 с.
4. Психология и психопатология восприятия. Пролегомены к теории «зонда»: И. В. Журавлев — Москва, ЛКИ, 2008 г.- 128 с.
5. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М., 1961
6. Белая И. И. Методика Рошара и её применение. Методические реко-медации. М. 1999. 436с.
7. Демидов В. Как мы видим то, что видим. Изд. «Знание», М.,1987 251с.
8. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М.,
"Педагогика«,1980 328с.
9. Якиманская В. С. Развитие пространственного мышления у школьников. М. 1999 240 с.
10. Книга практического психолога ч.1./Беседин ии и др. Фортуна-пресс, 1996.
11. Книга практического психолога ч.11./Беседин ии и др. Фортуна-пресс, 1996.
12. httpss://scorcher. ru/neuro/neuro_sys/illusion. php — сайт «Форнит» — Иллюзия восприятия.
13. httpss://psychology. academic. ru — Большая психологическая энциклопедия. Иллюзия восприятия.
14. httpss://criminalistics. academic. ru/ — Криминалистическая энциклопедия. Иллюзия восприятия.

Категория: