Путешествие в царство «Математика»
Присяжная Анастасия Ивановна, методист, первая квалификационная категория высшего уровня, ГККП «Детский сад № 8 «Гүлдер», Карагандинская область, город Темиртау |
Конспект организованной учебной деятельности по формированию элементарных математических представлений „Математика“» (старшая группа)
Образовательная область: «Познание»
Раздел: формирование элементарных математических представлений
Цель: учить рассуждать, аргументировать свои действия, обосновывать решения.
Задачи:
• продолжать учить решать логическую задачу на установление закономерностей; закреплять знания о геометрических фигурах;
• продолжать учить составлять арифметическую задачу по рисунку, решать, записывать условие задачи, читать запись;
• формировать у детей способности к сложению и вычитанию чисел;
• развивать навыки ориентировки на листе бумаги; закреплять порядковый счёт, счёт в пределах 10 в обратном порядке;
• развивать у ребят внимание, память, логическое мышление;
• воспитывать интерес к математическим заданиям, целеустремленность, чувство отзывчивости.
Предварительная работа: решение логических задач; дидактические игры на развитие логического мышления, отгадывание загадок.
Демонстрационный материал: рисунок самолёта; корона; дерево с ветками; ватман с изображением веток, кругов, палочек, точки в круге; картинка к задаче.
Оборудование для детей: карточки с пронумерованными точками для последовательного соединения; бумажные листья, с написанными на них примерами для вычисления; листы для записи задачи; карточки с геометрическими фигурами; числовые карточки; солнышко с лучиками, туча с дождем; ручка, карандаш.
Активизация словаря: путешествие, турнир знатоков, волшебный аппарат, пилотаж, штурвал.
Билингвальный компонент: самолет — ұшақ, дни недели — апта күндері, геометрические фигуры — геометриялық фигуры.
Ход организованной учебной деятельности
I. Организационный момент
Воспитатель: Какой сегодня прекрасный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. (Повторить 3 раза)
II. Сообщение темы и цели организованной учебной деятельности
Воспитатель: Сегодня у нас необычный день. Мы побываем в сказочной стране «Математика», где проведём турнир знатоков.
Напоминаю правила турнира:
• Вести себя спокойно, не выкрикивать с места.
• Быть терпеливым, давать возможность высказываться другим.
1. Но на чём мы можем, отправимся в путь? (Дети высказывают свои предположения) Давайте подумаем, на каком виде транспорта можно путешествовать (Отвечают)
А на каком волшебном аппарате мы полетим, вы узнаете, когда выполните задание. Возьмите карточку, на которой поставлены точки и цифры.
Вы должны соединить точки линиями от 1 до 10. А в конце соединить последнюю точку с первой. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Что получилось? (Ответы детей)
— У всех получился самолёт?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лётчики на самолётах выполняют разные фигуры высшего пилотажа: самолёт то быстро поднимается вверх, то резко падает вниз. Давайте представим себя за штурвалом самолёта и смело отправимся в путь.
Самолёт воспитателя (рисунок) выполняет разные фигуры, меняя направления движения, а лётчики — ребята определяют изменения маршрута. По сигналу воспитателя хором указывают направления движения самолёта, употребляя слова «вверх», «вниз», «направо», «налево», «справа налево», «слева направо» (по отношению к детям.)
Я вижу цель. Начинаем снижение и приземляемся в стране под названием «Математика».
(Воспитатель одевает корону)
2. Я сегодня буду Королевой Знаний, а вы принцами и принцессами в моём Королевстве. Управлять Королевством нелегко, и вы будете помогать мне, отвечая на вопросы и выполняя задания.
Но прежде чем начать турнир, проведём небольшую разминку.
— Семь дней с понедельника по воскресенье. Что это? (Дни недели)
— Прошло два дня после воскресенья, какой наступил день? (Среда)
— Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названием дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра.)
— Задумали число, когда его увеличили на два, стало 4. Какое число задумали? (2)
Вы хорошо и правильно отвечали, и это значит, что вы внимательны, сообразительны и умны.
Вы, ребята, чудо. Право!
Постарались вы на славу!
Все заданья отгадали
И совсем вы не устали.
3. А теперь помогите мне выполнить первое турнирное задание, чтобы всё встало на свои места. Я не люблю, когда в моей стране беспорядок.
Злой шутник стряхнул с моего любимого дерева все листочки. Листочки не простые, а волшебные. Чтобы они снова оказались на ветках, нужно вычислить результаты заданий, которые на них написаны. (Дети решают устно примеры и карандашом дописывают ответы на листочках и вешают их на ветки.)
Молодцы, ребята! Мы с вами хорошо поработали, теперь можно и немного отдохнуть.
III Физкультминутка
На доске рисунки веточек, кругов, палочек, точки в круге.
Сколько веточек зеленых,
Столько выполним наклонов. (3)
Сколько палочек до точек,
Столько встанем на носочки. (5)
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков. (6)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (4)
4. Вы уже заметили, что жители моей страны любят числа, знаки. Но ещё они очень любят решать задачи. Во втором турнире вы должны составить задачу и решить её.
Воспитатель выставляет картинку с изображением поляны. На ней белочка с воздушными шариками круглой и овальной формы разных цветов.
— Что изображено на картине? (Лес, белочка, шарики)
— Составьте условие задачи про белочку и шарики. (У белочки 3 овальных желтых шариков и 2 круглых синих)
— Задайте вопрос к задаче.
— Как мы узнаем, сколько всего у белочек шариков?
— Запишите и озвучьте решение задачи.
Молодцы! С этим заданием вы справились отлично.
5. И я предлагаю третье турнирное задание, где вы должны найти недостающие предметы и дорисовать их.
— Назовите предметы в нижнем ряду.
— Дорисуйте в каждом ряду в пустых клеточках предметы так, чтобы в каждом ряду они совпадали.
— Какие предметы нарисовали в каждом ряду? Почему?
— На какую геометрическую фигуру похожи предметы?
Со всеми заданиями турнира вы справились отлично, и мы отправляемся отдыхать.
6. Игра «Какая команда быстрее построится».
Дети делятся на команды, сколько команд столько стульев, на которых находятся карточки с цифрами. По сигналу ребята берут по одной карточке с цифрой, и каждая команда строятся по порядку, ориентируясь на цифры соседа. Как только все правильно построятся, команда поднимает руки вверх.
Воспитатель: Скоро мы узнаем, какая из команд не только быстрая и ловкая, но знают ли они какие цифры стоят друг за другом. Победитель — команда, которая быстро и правильно выполнила задание.
IV. Итог организованной учебной деятельности
Воспитатель: Я, королева знаний страны «Математика», рада, что вы оказались победителями в нашем турнире Знатоков. Какое турнирное задание вам понравилось больше всего? Почему?
Вы любите математику, знаете много о числах, о геометрических фигурах, умеете считать и думать. И наше Королевство вас всех награждает медалями «Умник» и «Умница».
А теперь дайте оценку своей работе. Если у вас все получилось на занятии, то поднимите карточку, на котором изображено солнышко с лучами, а если у вас возникли трудности, тогда тучку с дождем.
А теперь пришла пора вернуться в группу. Закройте глаза и выполните обратный счёт на казахском языке. (Открыли глаза)
Вот и завершилось наше сказочное путешествие.
- 11249 просмотров