Работа учителя математики со слабоуспевающими учащимися
Кушерова Галина Ахметовна, учитель математики, первая квалификационная категория, средняя школа № 173 им. А. Молдагуловой, город Кызылорда |
Почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле? Этот вопрос не раз вставал перед любым учителем. Поиск эффективных средств подготовки слабоуспевающих учащихся по математике, является одной из основных задач любого предметника.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
1) пропуски занятий по болезни;
2) слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
3) задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
4) педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных обще-учебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
5) неблагополучная семья.
Чтобы предупредить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Для этого уже вначале учебного года, в первую неделю сентября проводятся диагностические работы по математике, с целью выявления пробелов и подготовки учащихся к новому учебному году. Как правило таких детей 2-4 в классе. Теперь с каждым учащимся получившим статус слабоуспевающий начинаем работать индивидуально. Составляем план работы на год, а также ведем обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. Еженедельно провожу проверочные самостоятельные работы небольшие по объему, цель которых не столько выставление отметок, сколько выявление учащихся, которые что-то не поняли. Контрольные работы проводятся в двух вариантах, из двух уровней сложности, обязательного и дополнительного. Знакомлю с критериями оценки уровня знаний. Слабоуспевающие решают уровень, соответствующий обязательным программным требованиям, им разрешается пользоваться справочным материалом. Если работа написана на «2», то учащийся обязан сделать работу над ошибками, а затем выполнить другой вариант. По окончанию І полугодия проводим тест и анализируем работу. С некоторыми учащимися работа повторяется. Благодаря работе со слабоуспевающими, у них повышается интерес к предмету, появляется уверенность в себе и своих знаниях, доверительное отношение к учителю,позитивные эмоции. Все это позволяет повысить уровень знаний, умений и навыков по математике. При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны. Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию и мечту.
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2013–2014 учебный год
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Проведения контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения: а) определение фактического уровня знания детей б) выявление в знаниях пробелов которые требуют быстрой ликвидации |
Сентябрь |
2 |
Установление причин отставания учащегося через беседы со школьными специалистами, классным руководителем, психологом, врачом, с самим ребенком |
Сентябрь |
3 |
Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающих учащихся |
Сентябрь |
4 |
Использование дифференциального подхода при организации при самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, что бы не забыть |
в течении года |
5 |
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса |
в течении года |
6 |
Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или в специальных тетрадях по предмету |
в течении года |
7 |
Поставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок |
в течении года |
8 |
Проводить индивидуальные дополнительные занятия со слабоуспевающими. Учить детей навыкам самостоятельной работы |
в течении года |
9 |
Анализ результатов в виде теста в конце полугодия |
декабрь, май |
10 |
Разработка дидактического материала для слабоуспевающих |
в течении года |
11 |
Привлечение слабоуспевающих учащихся во внеклассную работу по математике |
в течении года |
- 37396 просмотров