Размышления о роли классного руководителя в осуществлении сочетания общественного и семейного воспитания
Учитель высшей категории русского языка и литературы МАОУ «Школа № 84» Сормовского района города Нижнего Новгорода Мазутова Раиса Николаевна |
За моими плечами немалый опыт общения с детьми, и в качестве преподавателя русского языка и литературы, и в качестве руководителя кружков, факультативных занятий, элективных курсов, но главное, — в качестве классного руководителя. Размышляя о роли классного руководителя в осуществлении сочетания общественного и семейного воспитания, я буду прибегать к помощи моего 9 «А» класса, освещая те или иные ситуации нашего с ним сотрудничества...
Какие бы вопросы обучения и воспитания ни затрагивались, ни рассматривались, ни поднимались — вывод один: необходимы совместные усилия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания, речь постоянно идёт о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. В основе современной теории семейного воспитания следует в большей мере акцентировать внимание на ценностях активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, ответственности перед собой, обществом, государством. При этом культурные основания теории семейного воспитания должны строиться с учётом вариативности воспитательной практики, демократизации отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственности каждого гражданина и государства в целом за воспитание детей и молодёжи.
Необходимо улучшить и усовершенствовать как семейное воспитание, так и воспитание общественных организаций, помогающих семье, признав первоначальное воспитание детей совместным делом семьи, общества и государства.
Учитывая большую роль согласованной, воспитательной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять. А это и есть одна из важнейших функций классного руководителя.
Эпиграфом к своей статье мне захотелось взять слова Александра Антоновича Захаренко — известного педагога (1937- 2002г.), академика Академии Педагогических Наук Украины и Российской академии образования, директора Сахновской средней школы Корсунь-Шевченского района Черкасской области. Школа, созданная им в 90-е прошлого столетия, стала местом педагогического паломничества, своеобразным генератором новых педагогических идей, которые часто опережали время и остаются актуальными и в наши дни. Он сформировал модель воспитания как целенаправленной совместной деятельности школы, семьи, общественности. Во время одного из выступлений он заметил: «Говорят, счастье человека в детях. А к ним имеет отношение школа. Значит непосредственный творец счастья многих семей — учитель».
«Школа — это не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа — это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих — ребенка, учителя, родителя — и здесь же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают — кто деньги, кто оценки — и считают дни до отпуска и минуты до звонка... Школа — это место, где живут и реализуются мечты... ребенка, учителя, родителя». (А. А. Захаренко)
Работа с семьей, в которой ребенок растет и воспитывается — одно из важнейших направлений в деятельности классного руководителя. И какую бы сторону развития детей мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь, подсказать, направить. Прежде чем начать преподавать, учитель несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. Однако искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя — профессионала гораздо сложнее, чем учителя-предметника. Не существует и вуза, который обучал бы тому, как быть хорошими родителями. Родители хотят видеть перед собой классного руководителя, знающего ответ на любой вопрос, любящего их детей такими, какие они есть, готового сделать все, чтобы школа стала для них вторым домом. Классный руководитель должен четко сформулировать для себя задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.
Каждый год, анкетируя родителей, я задаю им один и тот же вопрос: «Чего вы ждете от школы?» Ответы, как правило, повторяются:
— Высокого уровня образования.
— Сохранения психологического и физического здоровья детей.
— Повышения культуры.
Цель любого классного руководителя — объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
Но сложность сегодня в том, современный ребёнок воспитывается во многом не только и не столько в семье и школе, сколько перед экраном телевизора, монитором компьютера. И в отсутствии грамотного продуманного руководства со стороны взрослых, ребёнок, попадая в информационный хаос, подвергается опасности уродливого, дисгармоничного развития. Поэтому возрастает роль личности классного руководителя, призванного быть в современной школе:
1. Духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры.
2.Защитником от моральной деградации, нравственной гибели.
3.Организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива.
4. Организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим коррекцию процесса его социализации.
5. Помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации.
6. Координатором усилий педагогов, семьи, социума — словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников.
7. Создателем благоприятной микросферы и морально- психологического климата в классном коллективе.
Отсюда следует, что на плечи классного руководителя ложатся одновременно очень много функций. И именно поэтому он ближе всех стоит к ребёнку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учёбы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, родителями, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Естественно, это непросто. Это немалые физические и психологические затраты.
Но если воспринимать это не как нагрузку от слова «груз», а как позитивную деятельность в сфере воспитательного процесса, то больше приобретаешь, чем затрачиваешь: Непосредственно- эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в их сообществе — вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, если он по духу, а не по букве реализует свою профессиональную деятельность в классе. И тогда общение с классом приносит радость.
Говоря о своём классе, хочу отметить, что не упускаю возможности, если таковая возникает, во внеурочное время куда-то выехать, выйти, как- то интересно провести досуг, побыть вместе, почувствовать с ними семьёй.
Девиз классного коллектива у нас так и звучит:
«Мы — семья!
Это значит — мы вместе!
Кто напросится нам во враги?...
Повзрослеем — сложится песня,
Но дружбу школьную береги!
С полной уверенностью могу заявить, что от общения с классом получаю больше даже, чем дети. Наблюдая за ними во время экскурсий, поездок, прогулок, посещений каких — то мероприятий, — мы много где побывали, много что посетили, — я имела возможность радоваться, видя, как они общаются, насколько им интересно, как по — новому раскрываются все вместе как коллектив и каждый в отдельности, по отношению друг другу и по отношению ко мне. И мне комфортно уже от того, что эти метаморфозы происходили с ними не без моего участия, а более того — под моим руководством. И это большой душевный стимул в работе с детьми.
Ну и поскольку мне сегодня позволительно давать советы, пользуясь спецификой моей темы, попробую это.
Говоря о руководстве детским коллективом во время досуга вне школы, постарайтесь сделать его (руководство) незаметным для детей, не снижая при этом, естественно, контроль над ними. Не нужно назидательной интонации, назидательных фраз: «Не ходи! Не бегай! Не прыгай! Не кричи! Слушай, что говорю! Я одна — вас много!» Нас много! И именно поэтому говорим тихо и спокойно. Тем более — я. Нам часто кажется, что воспитываем, когда говорим, как правильно делать. На самом деле воспитываем, когда показываем, как правильно делать. Постараться быть не над ними, а вместе с ними, одним из них, не боятся раствориться в детском коллективе (только при этом делать всё искренне- не нужно заигрывания с детьми) Тогда всё поймут и оценят правильно. Во время прогулки в летнем школьном лагере, где мы с удовольствием почти всем классом два года отдыхали, попросились на канал просто посмотреть. Естественно, захотелось хотя бы чуть- чуть войти в воду. Можно сказать: «Нет, ни в коем случае. Я за вас отвечаю!» А можно войти вместе с ними в воду и также поплескаться, при этом имея лучшую возможность проконтролировать, чтобы никто дальше, чем стою я- не шагнул. Фотосессию устроили на берегу? Почему бы не поучаствовать?! Не бояться быть одним из них! При этом никогда ничего плохого, лишнего не будет, именно потому, что один из них — классный руководитель. Они об этом не забыли, не надо им напоминать. Неозвученное дистанционное поле будет работать только в положительном ракурсе. Ну в конце концов, для того, кто не понимает всегда можно и озвучить.
Не бояться показаться смешной: Если мы на катке — встаю на коньки. Не умею — научат. Желание научить у них — хоть отбавляй. Оно искреннее. Я видела... Протащили меня всей гурьбой, весело, задорно, по всему ледяному полю, наперебой советуя, как правильно отталкиваться, ехать. — Я поехала! Все были довольны, счастливы. Я называю это своими маленькими победами... Приберечь какой- то секрет, удивить при представившимся случае, заставив гордиться своим классным руководителем — это тоже плюсик в копилку: класс нужно завоёвывать.
Осенние каникулы. Все вместе приехали в боулинг. Мальчики сразу инструктировать: какие шары лучше выбирать, как их правильно брать. Внимательно слушаю, умалчивая, что один из классов, который выпускала в 2010 году, уже хорошо обучил этому виду спорта. В результате выхожу победителем, с большим отрывом оставляя даже самих успешных в этом деле. Этого они не ожидали точно! Но огорчившихся не было. Были восторженные крики, приветствия и гордость за своего классного. А у меня было чувство, что я просто национальный герой. Я для себя отметила: у меня получилось лучше, а они не огорчились. И это очень положительный момент в воспитании: в жизни легче бывает сочувствовать, труднее искренне разделить чей-то успех, порадоваться чьим- то удачам. Они радовались!
Несколько слов скажу о формах работы с родителями, которые использую. Это индивидуальные беседы, связь через телефон, заседание родительского комитета, анкетирование, совместные классные и внеклассные мероприятия, выезды на экскурсии и конечно же родительские собрания. На мой взгляд — это один из самых важных форм работы с родителями. Остановлюсь подробнее.
Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
Правила подготовки классного родительского собрания:
Правило первое: Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе: Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило третье: План проведения родительского собрания должен быть им известен.
Правило четвёртое: Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое: Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое: Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Подготовка сценария и проведения собрания.
Анализ учебных достижений учащихся класса — в этой части родительского собрания кл. руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передовая те или иные суждения, отказаться от субъективных интерпретаций.
Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе — классный руководитель делится наблюдениями поведения ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся и т. д.
Психолого-педагогическое просвещение — этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач кл. руководителя.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) — состоит из двух составляющих: ответа о проведённой работе и информации о предстоящих делах.
Личные беседы с родителями — основным объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний, и кл. руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности.
Осмысление итогов родительского собрания — необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Информация о итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Советы психологов:
• Перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение
• Отведите на проведение собрания не более 1-2 часов
• Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей
• Перед началом объявите вопросы, которые планируете обсудить
• Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее
• Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей
• Поблагодарите всех тех, кто нашел время придти на собрание (особенно отцов)
• Дайте понять, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться
• В личной беседе оценивайте успехи детей относительно потенциальных возможностей
• Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»
• Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.
Мне очень нравиться одна притча... У дороги стоял мудрец и смотрел, как три человека несли тяжёлые камни. «Что вы делаете?» — спросил у них мудрец. «Несу камень», — ответил первый. «Зарабатываю на жизнь», — ответил второй. «Строю храм», — ответил третий. И понял мудрец, что мимо него прошли Раб, Потребитель и Творец.
Задумываемся ли мы, кем являемся в своей профессии?...А если профессия — дети?!...
- 13138 просмотров