Разработка внеклассного мероприятия «Права ребенка», посвященного Международному Дню ребенка
Ярошенко Ольга Владимировна, воспитатель, первая квалификационная категория высшего уровня, |
Цель: развитие правовой культуры несовершеннолетних и распространение знаний об основных положениях Конвенции.
Задачи:
1.Показать значимость документа для каждого ребенка.
2.Знакомство детей с идеями и принципами Конвенции.
3.Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботится о его жизни.
4.Расширение кругозора.
Форма: беседа (с презентацией) + игры.
Словарная работа: Конвенция, ратифицирована, нелегально.
Материалы и оборудование: Символ права, презентация, карточки с заданиями, карандаши, реквизиты для игр.
Ход занятия
— Ребята, тема сегодняшнего занятия — «Права Ребенка».
Сначала давайте с вами познакомимся с новыми словами:
Конвенция = закон
Ратифицирована = принята = подписана
Нелегально = незаконно.
— Ребята, что вы видите на слайде? Эта книга называется «Конвенция о правах ребенка». Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.
«Конвенция» — это, международный Договор, в котором определены права и обязанности детей. В Конвенции идет речь о том, что у всех детей на Земле были одинаковые права. Конвенция — большой документ, содержащий более 50 статей.
Монтаж учащихся
— Конвенция принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее 20 государствами. В Казахстане она ратифицирована16 февраля 1994 года.
О чем же говорится в этом документе?
Статья 1. Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста. Спросить в зале 2, 3 ребят, сколько им лет и кем они являются.
Статья 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.
Статья 3. Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей.
Жестовая песня «Про дружбу»
Статья 4. Государство несёт ответственность за соблюдение прав всех детей.
Статья 5 и статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.
Статья 6. Все дети имеют право на жизнь.
Статья 7 и статья 8. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.
Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.
Дидактическая игра «Я один дома»
— Ребята, за лето вы подросли. Кого родители оставляли дома одного?
— Если вы остаетесь дома одни, то вам необходимо знать правила безопасности. Опасности ждут на каждом шагу.
Вызвать 8 человек, они делятся на 2 команды. Каждой команде раздать по 4 карточки. Оборудование. Таблички с телефонными номерами: 101, 102, 103, 104
— Беда может нагрянуть внезапно, когда ее не ждешь. Каждый из нас может оказаться в такую минуту один. Что же делать?
— В вашу квартиру пытаются ворваться незнакомые люди? Ваши действия?
— В здании сильный запах газа, что делать?
— По какому номеру мы будем вызывать пожарную команду, если вдруг появится дым и огонь? Наши действия?
— Нам, нужно вызвать врача на дом?
Проанализировать ответы детей.
Статья 11. Вывозить детей из страны нелегально запрещено.
Статья 12. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.
Статья 13 и статья 17. Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию.
Дидактическая игра «Расшифруй задание»
Нужны 4 команды по 3 человека. Им выдают бумагу, фломастеры, они должны расшифровать фразы. Задание не на скорость, а на грамотность.
Статья 14 и статья 15. Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.
Статья 19. Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации, со стороны родителей или других лиц.
Статья 23. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь
Сценка «Чужое письмо»
Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, что поможет им сохранить здоровье.
Статья 25. Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий.
Кроссворд
По горизонтали:
1. По Конвенции им является каждое человеческое существо, до достижения им 18 летнего возраста.
2. Если горло заболело, температура поднялась. Вам окажет помощь ...
3. Самый короткий отдых во время учебы.
4. Источник знаний —...
По вертикали
1. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить ученик нашей школы?
2. Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Право на...
3. Самый продолжительный отдых во время учебы?
4. При рождении ребенок имеет право на ...
Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.
Статья 27. Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.
Статья 28 и статья 29. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.
Статья 30. Все дети, принадлежащие к разным национальностям, имеют право пользоваться своей культурой и родным языком.
Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.
Подвижная игра «Попади в цель»
Статья 33. Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств.
Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.
Статья 37. Нельзя детей жестоко наказывать и унижать их достоинство.
Статья 40. Все дети, которые обвиняются в нарушении закона или были признаны виновными в нарушении закона, имеют право на предоставление защиты, а также на гуманное и справедливое отношение к ним. С 14 лет — уголовная ответственность.
Статья 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.
Подвижная игра «Самые быстрые»
Ребята, сейчас вы вспомните свои обязанности. Пригласить 3 ребят на сцену.
Береги труд техничек и своих товарищей дежурных — соблюдай чистоту и порядок в школе, носи в школе сменную обувь.
В школу ты пришел трудиться. Будь собран, опрятен, приходи в школу за 15 минут до начала первого урока, а в кабинет — за 5 минут до звонка, не пропускай занятий без уважительной причины.
В школе-интернате стараниями администрации, воспитателей и учителей — все новое. Это для того, чтобы вам было комфортно. А сберечь школьное имущество — ваша обязанность.
Ситуации
Ситуация 1
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний работать?
Ситуация 2
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ситуация 3
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Тест.
В каком документе обозначены права детей?
• Семейный кодекс РК
• Трудовой кодекс РК
• Конвенция о правах ребенка
Когда заканчивается детство?
• в 14 лет
• в 16 лет
• в 18 лет
Когда наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?
• В 10 лет
• В 14 лет
• В 18 лет
Когда можно жениться или выходить замуж?
• в 16 лет
• в 18 лет
• в 20 лет
Итог
— Ребята, посмотрите на плакаты, о каких правах детей тут говорится?
— Ребята, вам понравилось занятие?
— Что нового вы узнали?
— Занятие подошло к концу, все вы — молодцы!
Используемые интернет-ресурсы:
https://semestr.kz/rusref/8/226-konvenciya-o-pravah-rebenka.html
https://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/9-maja-scenarii-prazdnichnogo-koncerta-dlja-shkoly.html
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
- 10088 просмотров