Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка путем организации групповой работы
Сарсенгалиева Фаузия Жумажановна учитель русского языка Буденевская СШ Атырауская область, Индерский район, Село Будене |
Все вместе мы умнее, чем каждый из нас.
Том Петзингер
Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления основополагающих принципов функционирования мировых систем образования. В условиях стремительно меняющегося мира первым, ключевым вопросом для учителей является вопрос «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-ому веку?». На решении этого вопроса сконцентрировано содержание программы курсов второго (основного) уровня обучения [Руководство для учителя, с.146]. Мировое сообщество развивается стремительными темпами и потребность в гражданах, способных мыслить творчески, критически, является насущной для всех государств.
Происходящие в современном демократическом обществе социальные перемены требуют пересмотра и совершенствования профессиональной переподготовки педагогических кадров. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта.
Учитель новой школы — это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому.
Осуществляемые и планируемые государством коренные перемены в содержании, структуре и способах образования требуют активного включения системы повышения квалификации в подготовку учителей к реализации реформ. А настоящая система повышения квалификации сегодня оказалась как никогда востребованной в связи с осуществляемыми в стране переменами в образовании.
Курсы по программе основного уровня помогли нам освоить теоретические и практические знания по внедрению идей семи модулей в процессе обучения и позволили по-другому посмотреть на методику преподавания. После окончания Iэтапа Программы обучения «Лицом к лицу» в Центре педагогического мастерства города Атырау, я вернулась в свою школу для апробирования данных технологий. Я работаю в сельской школе. Преподаю русский язык в казахских классах. Естественно, у нас отсутствует языковая среда. Поэтому речь учащихся на уроках русского языка не выдерживает никакой критики. И не секрет, что нынешнее поколение совсем перестало читать литературу. Вследствие чего на уроках у моих учащихся часто возникали чувства неуверенности, боязни, страха ошибиться. Боясь выглядеть некомпетентным в решении каких-то задач, они стали говорить меньше, отвечали на заданные вопросы неуверенно. Я была обеспокоена еще и тем, что большинство моих учеников перестало думать, не умеют высказывать свою точку зрения.
Таким образом, у детей возникала проблема общения. Эти факторы побудили меня к проведению исследования с целью показать, как путем применения приемов совместного группового обучения можно снизить уровень тревожности и развивать коммуникативные навыки учащихся на уроке. Для начала я стала изучать материал семи модулей: «Новые подходы в обучении», «Развитие критического мышления», просмотрела научную статью Ю. К. Бабанского «Методы обучения в современной общеобразовательной школе» (1985 г.), а особенно меня заинтересовали результаты научных исследований Смита и Мак Грегора «Что такое совместное обучение?», которые утверждали, что «совместная работа является формой взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели» (Смит и Мак Грегор,1992). А во время обучения на курсах 2 уровня по кембриджской программе мы часто работали в группах, вместе решали проблемы, учились сотрудничать, радовались успехам. Я подумала, что данная система может быть полезной и для моих учащихся.
Понятие технологии сегодня, наверное, одно из самых популярных в педагогике. По мнению Байковой Л. А. и Гребенкиной Л. К., технология — это «одно из специальных направлений педагогической науки, призванное обеспечить достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень». Среди разнообразных направлений образовательных технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения, на мой взгляд, является технология обучения в сотрудничестве. Во-первых, потому что в условиях существующей у нас классно-урочной системы она наиболее легко вписывается в учебный процесс. Во-вторых, это технология гуманистическая по своей психологической сути, она развивает самостоятельность, доброжелательность, и стимулирует учащихся к общению, к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
- 8746 просмотров