Развитие навыков коллективного взаимодействия на уроках физкультуры на основе раздела программы «Спортивные игры»
Овчинников Евгений Павлович учитель физической культуры, высшая категория, педагогический стаж 35 лет. КГУ «Асановская средняя школа», Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район, с. Асаново. |
Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что «сегодня спорт — это имидж всей страны».
Учебный предмет «Физическая культура» — это система знаний о ценностях физической культуры и спорта как неотъемлемой части общей культуры современного общества, направленной на воспитание культуры двигательной активности с целью укрепления физического и психического здоровья, а также формирования здорового образа жизни.
Практическая цель данного предмета — это получение знаний о ценностях физической культуры как части общей культуры современного общества. Она направлена на развитие и совершенствование двигательных способностей и воспитание нравственных качеств человека, а также обучение правилам здорового образа жизни, так как здоровье учащихся — самая большая ценность, которую школа, в частности, учитель физкультуры, обязан сохранить.
Моя тема самообразования: «Развитие навыков коллективного взаимодействия на уроках физкультуры на основе раздела программы «Спортивные игры»
Целью моей деятельности является воспитание у школьников потребности в двигательной активности и формирование навыков коллективного взаимодействия через спортивные игры, в частности, через волейбол.
Задачи:
— обучить основам знаний о психическом и физическом развитии личности и ее совершенствовании через командную игру;
— повысить способности организма до соответствующего уровня возрастным и половым особенностям учащихся;
— приобрести и расширить опыт работы в команде через игру в волейбол;
— сформировать потребности в укреплении здоровья;
— использовать приобретенные навыки на уроках, соревнованиях, турнирах, во внеклассной работе
В 2014 году я начал работать по теме «Развитие навыков коллективного взаимодействия на уроках физкультуры на основе раздела программы «Спортивные игры».
В связи с этим объектом исследования является процесс развития двигательных качеств учащихся через приобщение игры в волейбол.
Необходимо остановиться на основных принципах, которые помогают мне в моей работе и прежде всего в достижении определенных результатов.
Принцип наглядности во многом предопределяет успешность обучения игры в волейбол, баскетбол, футбол. На начальном этапе обучения это важно для того, чтобы создать у учащихся правильное представление о приеме игры, которое предстоит изучить. Это помогает тщательно анализировать технику игры, находить ошибки и намечать пути их исправления.
Принцип доступности — все задания должны соответствовать возможностям учащихся, то есть их возрасту, полу, индивидуальным особенностям.
Одно из основных требований при обучении навыкам игры в волейбол — овладение техникой. Для этого я учитываю уровень развития физических качеств, состояние здоровья, степень физической выносливости. Большую роль здесь играют подготовительные упражнения.
Принцип прогрессирования предполагает систему усложнения заданий, увеличение объема и интенсивности нагрузок. В процессе занятий задания по физической, технической, тактической подготовке усложняю упражнения; ввожу упражнения с применением гимнастической скамейки, скакалки. Применяю круговую тренировку.
Принцип прочности предполагает овладение навыками игры в волейбол не только в процессе учебных игр и игровых тренировок, а самое главное, в условиях важных соревнований.
Усвоенные умения и навыки учащиеся должны использовать в трудовой деятельности, учении, быту и других условиях жизни. Все это достигается при соблюдении принципов, о них я говорил раньше.
Направленность на результат. Физкультура как учебный предмет развивает прежде всего двигательные качества учащихся, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на весь учебный процесс в целом. Отсюда и стремление к высоким результатам в спортивных соревнованиях.
Тренировки стараюсь проводить без перерыва, в системе. Перерыв в занятиях может свести на нет усилия учителя, (тренера) и учащихся (волейболистов).
Постепенное увеличение нагрузок поможет подготовить учащихся-волейболистов к предельной мобилизации сил во время соревнований. В процессе учебных занятий на протяжении года и ряда лет постепенно усложняю задания по технике, тактике, физической и интегральной подготовке, систематически использую предельные нагрузки. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения ее интенсивности.
Для развития скоростных и силовых качеств учащихся в разделе «Спортивные игры» в 5-11 классах я применяю следующие упражнения: передвижение короткими отрезками с изменением направления движения, чередованием прыжковых упражнений и ускорений.
Для развития прыгучести у детей использую различные виды прыжков со скакалкой, через скамейку, использую гимнастическую стенку.
Для развития координации активно использую теннисные мячи, передачу мяча в быстром темпе.
Передвижение с использованием площадки от линии к линии со специальными заданиями, то есть касание линии, прыжки со сменой ног — эти упражнения также способствуют развитию координации и быстроты.
Так, в 7, 8, 9 классах все эти упражнения я применяю в разделах «Волейбол», «Баскетбол».
Эти задания являются специальными и подводящими упражнениями для приобретения и отработки навыков игры в волейбол, баскетбол.
Такие виды работы как упражнения в парах, тройках с мячами очень эффективны для развития двигательных качеств учащихся.
Чередование занятий, нагрузки в них стараюсь сделать такими, чтобы обеспечить восстановление и рост работоспособности учащихся.
Все эти виды деятельности развивают взаимопонимание, дух товарищества, коллективизма, взаимопомощи, что, несомненно, укрепляет психику детей, помогает обрести уверенность в себе. А участие детей в соревнованиях способствуют приобщению к здоровому образу жизни, отвлекают от чрезмерного увлечения компьютером и других вредных привычек. Для некоторых ребят уроки физкультуры, занятия спортом, в частности, волейболом, определили жизненный выбор. Это выпускники Асановской СШ Овчинников Дмитрий, Сычкова Валерия, Инютина Юлия, Овчинников Антон, Танакулов Айса, Обухов Юрий, Вирт Антон, Киреев Нариман.
На протяжении нескольких лет учащиеся нашей школы занимают призовые места не только на районном, но и на областном и республиканском уровнях. И основа для будущих достижений и побед закладывается именно на уроке, а мастерство оттачивается и отрабатывается на систематических тренировках.
Приведу примеры наших результатов и достижений.
Тугаев Аблай — двухкратный чемпион РК по волейболу, обладатель Кубка РК (г. Усть-Каменогорск, победитель спартакиады среди юношей (г. Петропавловск), бронзовый призер международных соревнований г. Уральск); Бейнерт Ольга — трехкратная Чемпионка РК по волейболу, КМС
Бузенюс Эмма — восьмикратная Чемпионка РК по волейболу, КМС
2008-2011 |
Район турнир по волейболу (ко Дню Независимости РК) |
Грамота, 1 место |
2011 |
Районный«Ак Бидай-2011» (волейбол) |
Диплом 3 место |
2010-2011 |
Областной «Ак Бидай-2011» (волейбол) |
Диплом 3 место |
2012 |
Районный«Ак Бидай-2012» (волейбол) |
Грамота акима района 1 м |
2012 |
Районная спартакиада по волейболу, посвященная 67-летию Великой Победы и Дню Батыра |
Грамота 1 место |
2012 |
Районные соревнования по футболу 2009г.р. и младше |
Диплом, 1 место |
2012 |
Областной турнир по волейболу, посвященный 55-летию Овчинникова Е.П. |
Диплом, 3 место |
2012 |
Областной турнир по волейболу на базе Асановской СШ |
Диплом, 3 место |
2013 |
Чемпионат области по волейболу (дев1998-99г) среди ДЮСШ |
Диплом, 2 место |
2012 |
Чемпионат РК по волейболу (девушки1999г) |
Диплом 1,2 место |
2012 |
Международный турнир по волейболу среди девушек 1999г.р. и младше, г.Хромтау (Бузенюс Э.) |
Диплом, 1место |
2009-2011 |
Тугаев Аблай – двухкратный чемпион РК по волейболу, обладатель Кубка РК (г.Усть-Каменогорск, победитель спартакиады среди юношей (г.Петропавловск), бронзовый призер международных соревнований г.Уральск) |
Дипломы, грамоты, медали |
2013 |
Чемпионат области среди уч-ся ДЮСШ 1998г.р. и младше |
Кубок, грамоты 2 место |
|
2014-2015 учебный год |
|
|
2014 |
Осенний Чемпионат РК о волейболу среди девушек 1999-2000 г.р. г. Актобе (Бузенюс Эмма) |
Диплом |
1 место |
2014 |
Открытое первенство района по волейболу, посвященное памяти К.Мальгаждарова |
Грамота |
1 место |
2015 |
Международный турнир по волейболу среди девушек |
Грамота |
1 место |
2015 |
Областной Кубок по волейболу среди девушек |
Грамота |
3 место |
2015 |
Управление физической культуры и спорта СКО |
Грамота |
|
2015 |
Ак-бидай – 2015 (волейбол) |
Грамота |
1 место |
2015 |
Районные соревнования по волейболу среди мужчин, посвященных 70-летию Победы в ВОВ |
Грамота |
1 место |
2015 |
РОО «За активное участие в спортивной жизни района» |
Грамота |
|
2015 |
Районное первенство по пляжному волейболу среди молодежи |
Грамота |
1 место |
|
2015-2016 учебный год |
|
|
2016 |
Летний Чемпионат РК по волейболу среди девушек 1999-2000 г.р.(Бузенюс Эмма) |
Диплом |
1 место |
2016 |
Первенство области ДЮСШ по волейболу среди юношей 2001-2002 г.р. |
Диплом |
1 место |
2016 |
Первенство обл ДЮСШ по волейболу среди юношей 2000-01г.р. |
Диплом |
1 место |
2016 |
РОО «За активное участие в спортивной жизни района» |
Грамота |
|
|
2016-2017 учебный год |
|
|
2016 |
Благодарственное письмо РОО |
|
|
2017 |
Благодарственное письмо акима Кызылжарского района |
|
|
2017 |
Зимний Чемпионат РК по волейболу среди девушек 1999-2000 г.р. г Павлодар (Бузенюс Эмма) |
Диплом, |
1 место |
2017 |
Чемпионат РК по волейболу среди девушек 1999-2000 г(Бузенюс ) |
Диплом, |
1 место |
2017 |
Чемпионат г. Петропавловск по волейболу среди девушек «Молодежная лига» |
Грамота |
3 место |
2017 |
Первенство области среди учащихся ДЮСШ по волейболу среди девушек 2000-2001г.р. |
Диплом, |
1 место |
2017 |
Обл спартакиада « Жастар» по волейболу среди дев 2000-2001г.р. |
Диплом, |
1 место |
2017 |
Чемпионат области по волейболу среди девушек 2002-2003 г.р. |
Диплом, |
1 место |
2017 |
Благодарственное письмо Управления физической культуры и спорта акимата СКО |
|
|
2017 |
Районные соревнования по летнему президентскому многоборью среди мужчин в возрастной категории 60 лет и старше |
Грамота |
2 место |
2017 |
Районные соревнования по волейболу «Наурыз мейрамы» |
Грамота |
1 место |
2017 |
Республиканские игры «Ак-Бидай», г.Актобе(женщины) |
Диплом |
1 место |
Таким образом, развитие навыков коллективного взаимодействия на уроках физкультуры имеют немаловажное значение не только в формировании навыков коллективного взаимодействия, но и воспитывают характер, личностные качества, формирует навыки работы в команде, что оказывает большое влияние на выработку активной гражданской позиции будущих граждан Республики Казахстан.
Литeратура
1. Нурсултан Назарбаев. Выступление перед членами Национальной сборной Казахстана на XXX Олимпийских играх в Лондоне. Астана, 2012 г.
2. Физическая культура. Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования. — Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2015. — 34 с.
3. Физическая культура: Учебная программа для 10-11 классов уровня общего среднего образования. — Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2015. — 14 с.
4. Физическая работоспособность спортсменов и ее восстановление в процессе спортивного совершенствования: Сборник научных трудов. — Омск, 1979.
5. httpsss://fizkult-ura. ru. Voleibol. dok
6. Infourok. ru
- 13444 просмотра