Развивающее занятие «В мире бабочек»
Каныгина Мария Юрьевна педагог-психолог, 2 категория, стаж 16 лет. КГУ «Средняя школа № 2», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск |
Цель: Расширение и обобщение знаний уч-ся об окружающем мире. Формирование интеллектуально и духовно развитой личности уч-ся.
Задачи:
а) стимулировать развитие мышления и интеллекта участников;
б) развивать зрительные ощущения;
в) развивать пространственные представления;
г) развивать мыслительные операции;
д) развивать внимание, память, воображение, развитие мелкой моторики;
е) расширять и активизировать словарный запас;
Оборудование: вода, краски, нарисованные отпечатки ступни, листы бумаги. Видео- пятна. Песня шоу- группы «Улыбка» — «Песенка бабочек», карточки с заданием «Найди тень бабочки», видеофильм «Как появляется бабочка».
Ход занятия
I. Вводная часть.
Разминка.
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на тему «Лето»
2. Основная часть
Слайд 1
Отгадайте загадку:
На большой цветной ковер
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Слайд 2
Сегодня мы отправимся в мир бабочек.
Слайд 3
Бабочки обитают на всём земном шаре, кроме Арктики, Антарктики и горных вершин, покрытых вечным льдом и снегом. В остальных же местах в тёплое время года можно встретить этих хрупких на первый взгляд созданий.
Бабочки — один из самых крупных отрядов насекомых, включающих около 140 тысяч видов. Распространены они по всему свету. В ясный летний день разноцветные бабочки — непременное украшение лесных полян.
Просмотр видеофильма «Как появляется бабочка»
Слайд 4
Что такое живая бабочка? Это одно из самых красивых живых существ, которые создала природа. В поэзии бабочка — символ красоты, легкости, воздушности. Теперь мы можем познакомиться поближе с этими прекрасными существами, которые во все времена поражали бесподобным разнообразием красок и оттенков, своими затейливыми рисунками и удивительными формами. Недаром эти неповторимые существа были названы именами героев Древнегреческой мифологии и мистических персонажей: Парис, Улисс, Гектор, Аполлон, Агамемнон, Пенелопа, Елена. Ученые — первооткрыватели всего мира присваивали бабочкам имена любимых, дорогих и близких им людей. Настолько привлекательные создания, что даже люди, недолюбливающие насекомых, относятся к ним благосклонно. О бабочках написано немало, но каждый год удается узнать что-то новое из их жизни или описать новые виды.
Слайд 5
Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать.
Почему бабочки такие красивые? Почему сияют всеми цветами радуги их крылья? Тому есть несколько причин.
Во-первых, и зрение, и восприятие цвета у бабочек довольно слабые. Поэтому, чтобы быть узнанными своими сородичами, они должны обладать как можно более яркой окраской.
Во-вторых, ярких насекомых побаиваются хищники: броско окрашенные бабочки могут оказаться ядовитыми или просто отвратительными на вкус. Поэтому такая окраска безопаснее.
Уч-ся читают стихотворения
Слайд 6
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
— Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
— Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
Слайд 7
Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком. Усиками насекомые принюхиваются.
Слайд 8
Индивидуальное задание: Посмотрите внимательно на картинку, найдите тень бабочки. Молодцы.
Слайд 9-12 Физкультминутка.
Слайд 13
Ребята, сейчас мы с вами попробуем нарисовать каждый свою бабочку. Возьмите альбомные листы, перед вами отпечаток ступни, попробуйте его сейчас закрасить в тот цвет, которым будет ваша бабочка.
Слайд 14
Дорисуйте крылышки, усики, глаза.
Слайд 15
У вас получилась красивая бабочка. Попробуйте дать ей имя.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
- Где обитают бабочки?
- Чем покрыты крылышки бабочек?
- Как помогает яркая окраска бабочкам?
- Как появляются на свет бабочки?
- Нужно ли ловить бабочек и держать их за крылышки?
Слайд 16
Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок —
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после — отпустил...
Танец Песня шоу-группа «Улыбка» (выполнить движение по содержанию песни)
Приложение
1. Бабочка
2. Видеофильм «Как появляется бабочка»
3. Презентация «В мире бабочек»
4. Песенка бабочек
5. Я рисую речку
- 7306 просмотров