Рефлексивный отчет коучинг занятия «Как активизировать деятельность учащихся посредством применения заданий критического мышления?»
Ахунова Шахназа Улугбековна, учитель английского языка, первая квалификационная категория, |
В процессе изучения Программы второго (среднего) уровня у меня сложилось представление о коучинге как о креативном, активном и созидательном взаимодействии коллег, направленном на развитие и совершенствование имеющихся знаний, навыков и опыта.
И во время прохождения практики одним из заданий, которое мне предстояло выполнить — это провести коучинг занятие в контексте идей семи модулей Программы второго уровня в школе, в которой работают учителя, заинтересованные во внесении изменении в свою практическую деятельность и открытые ко всему новому. Я провела вводное коучинг занятие, где рассказала об идеях семи модулей Программы второго (среднего) уровня и её приоритетных направлениях. После которого я провела анкетирование с целью выявления потребностей учителей в контексте идей семи модулей Программы второго уровня. Например, ответы на вопрос: «Часто ли вам удается организовать работу на уроке так, чтобы учащиеся самостоятельно добывали информацию?» показали следующее:
Таким образом, если судить по диаграмме, учителя нуждаются в знании методов и приемов, с помощью которых можно повысить не только познавательную деятельность учащихся, но и их мыслительную, в частности в технологии критического мышления. Так как, отвечая на вопрос «Используете ли Вы на уроке задания на развитие критического мышления у учащихся?», только 8 из 25, ответили «да». Хотя многие учителя нашей школы знакомы с этой технологией после посещения различных семинаров и курсов повышения квалификации, но считают ее неприемлемой для применения на уроках. Так как данная технология требует огромной подготовки со стороны учителя, и они ограничены во времени. Но, тем не менее, они обеспокоены, что большинство учеников перестало думать, а об умении высказывать свою точку зрения вообще и речи не может быть. И я задалась целью: показать, как посредством применения заданий критического мышления можно активизировать деятельность учащихся на уроке. С этой целью я решила провести коучинг занятие на тему «Как активизировать деятельность учащихся посредством применения заданий критического мышления?
Для успешного проведения коучинг занятия и достижения цели, ожидаемых результатов и реализации, полученных знании о навыках, которыми должен обладать коуч на практике, я поставила перед собою следующие задачи:
1. установление благоприятного психологического климата на основе атмосферы сотрудничества и доверительных отношений между коучем и участниками коучинг занятия.
2. применение стратегий критического мышления как способа раскрытия потенциала участников коучинг занятия через создание условий, при которых они будут способны самостоятельно подойти к поиску решения.
Для создания доброжелательных и доверительных отношений, сплоченности между участниками для успешной и плодотворной работы на основе взаимодействия и сотрудничества я провела «Круг радости», где учителя делали друг другу комплименты.
И я считаю, что мною удачно был выбран этот прием, так он мне дал возможность настроить участников на дальнейшую работу, и в этом мне помогли такие навыки коуча как открытость, доброжелательность, честность и искренность.
Следующей моей задачей было напомнить учителям, какими же навыками они должны обладать при выполнении заданий критического мышления, для этого я им предложила составить кластер на тему «Учитель». Мною было выбрано именно это слово, так как они сами являлись представителями этой профессии, и оно им как никогда было близко. Они подошли к выполнению данного задания с большим энтузиазмом. Они не только вспомнили, какими они качествами они обладают, но и какими качествами должен обладать учитель, чтобы быть компетентным в своей профессии. Я для себя здесь отметила, что если бы ключевым словом было слово «критическое мышление», такого эффекта я бы не достигла. А затем, когда я им задала вопрос: «Какими же навыками должны обладать наши ученики для выполнения заданий критического мышления?» Они легко смогли дать на него ответ.
После этого задания я провела обсуждение, поставив перед ними проблему в виде вопроса: «Что вы как учителя можете делать быстрее, лучше, дешевле других?», который своей только формулировкой побуждал к мышлению высокого порядка. Участники подошли к нахождению решения путем бурного обсуждения. И считаю, что я смогла это сделать с помощью правильной постановки открытого вопроса и проявления гибкости со своей стороны при обсуждении. Этому свидетельствуют работы учителей.
Также мною был применен прием критического мышления на основе визуальных средств, при котором участникам было дано задание отсортировать фотографии на группы. Учителя выполняли его с большим интересом. Они спорили, высказывали свою точку зрения, приходили к единому согласию, по какому принципу их необходимо разделить, а затем поделиться с другими. Ведь проводя этот прием, я ставила перед собою задачу — что даже при помощи визуальных средств можно вызвать интерес у учащихся и побудить их к дискуссии. А успешному проведению этого задания поспособствовало предоставление выбора, удачный подбор фотографий и умение задавать наводящие вопросы участникам для деления фотографий наиболее оригинальным образом.
Для снятия напряжения мною было проведено разминочное упражнение, которое способствовало дальнейшей продуктивной деятельности со стороны участников. Выполняя, которое, они забыли, что они учителя, оказавшись на месте учеников.
А наибольший интерес и энтузиазм вызвало обсуждение нестандартных ситуаций: «Вам подарили платье 48 размера, а вы носите 42», «Вы поехали на экскурсию, а водитель не знает маршрут» с позиции «шести шляп» Эдварда де Боно. При выполнении этого задания: они не только высказывали свою точку зрения, но и аргументировали, и развивали такие навыки как умение слушать и вести диалог. И это мне удалось осуществить путем оказания поддержки и получения обратной связи.
А итоги коучинг занятия я подвела с помощью приема «синквейн». Участники должны были обобщить, чему они научились в форме пятистишья. Здесь я считаю что рефлексия, сделанная учителями, не в полной мере отражает тему коучинг занятия. На мой взгляд, этот прием критического задания был выполнен неудачно, так как при формулировке задания, я должна была обратить внимание, что рефлексия сделанная, с помощью приема «синквейн» должна была отобразить, чему они научились по теме коучинг занятия.
Проведенное коучинг занятие, прошло успешно, цель достигнута, а также ожидаемые результаты, которые я поставила перед проведением коучинг занятия. Об этом свидетельствуют заполненные оценочные листы и комментарии, данные учителями после коучинг занятия:
— Мы ко всем заданиям подошли критически и наши работы, говорят, о том, что мы стали думать.
— Мне очень понравилась форма проведения коучинг занятия. И то, чему я научилась сегодня, я обязательно буду применять на своих уроках. В особенности метод шести шляп.
Я считаю, что коучинг занятие прошло на очень высоком уровне. Люди разного поколения были вдохновлены, они раскрылись, раскрепостились, могли побыть на месте детей, они могли показать способности учителя, они активизировали свою мыслительную деятельность, они доставили радость сотрудничества поменяться опытом.
И то, что одна из моих коллег предложила создать в школе творческую группу, работающую по новых подходам преподавания, в частности по критическому мышлению, и вовлекать в неё все больше единомышленников путем проведения таких коучинг занятий.
Хотя оценка данная учителями о проведенном коучинг занятии очень хорошая. Но все же я думаю, что при проведении следующих занятий коучинга мне надо больше внимания уделять выбору задании и изучению теории по теме коучинг занятия. Также быть увереннее в себе, проявлять терпение при получении обратной связи с помощью открытых вопросов, то есть навыкам глубокого аудирования. И конкретнее давать объяснение к выполнению задания.
Список используемой литературы:
1. Руководство для учителя, издание второе — стр 227
- 44529 просмотров