9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Решение проблем преподавания методики обучения игре на инструменте на специальности «Казахские народные инструменты» путем создания учебного пособия по предмету

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

 

Хамзина Алтын Сериковна, преподаватель по классу домбры, первая квалификационная категория высшего уровня, ГУ «Комплекс «Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля» г. Петропавловск СКО

Кобыз | Фото с сайта tengrinews.kz

1. Актуальность и перспективность опыта

В ходе работы Предметно-цикловой комиссии «Казахские народные инструменты», мною были созданы программы по некоторым предметам специального цикла, в том числе и по «Методике обучения игре на домбре». Программа соответствует требованиям Государственного Образовательного стандарта Республики Казахстан.

Недостаточное количество учебно-методической литературы по домбровому исполнительству, отсутствие учебника по предмету «Методика обучения игре на домбре» открыло для меня ряд проблем при преподавании данного предмета. Необходимо было выдать учащимся полный объем знаний по подготовленной мною учебной программе. Для этого нужно было пополнить свои собственные знания, путем изучения новой литературы по методике преподавания не только игры на домбре, но и на других инструментах.

Развитие в учащихся всех качеств, необходимых для воспитания в колледже искусств высококвалифицированных специалистов — это общая цель всего педагогического коллектива. На решение этой задачи направлен весь обширный комплекс специальных исполнительских дисциплин. Все дисциплины делятся на игровые и теоретические. Игровые дисциплины связанны с исполнительством непосредственно, а теоретические, воздействуют на профессиональное мышление и исполнительско-педагогическую деятельность учащегося.

Предмет «Методика обучения игре на домбре» в колледже является составной частью профессиональной подготовки учащихся. Данный предмет предусматривает дать учащимся теоретические основы и развить практические навыки обучения игре на инструменте в объеме, необходимом для дальнейшей работы будущих специалистов в качестве преподавателей музыкальных школ, студий и т. д.

В представленной мною работе преследовалась цель систематизировать имеющиеся материалы по методике обучения игре на домбре, осветить основные моменты, необходимые для обучения детей, приобщения их к музыкальному искусству. А главное, создать такое учебное пособие которое бы пригодилось и при обучении для учащихся нашего колледжа, и для работы молодых преподавателей отделений казахских народных инструментов в музыкальных школах.

В работе я затронула разные вопросы в области музыкально-исполнительской педагогики: развитие исполнительского искусства в Казахстане, особенности исполнительского процесса на домбре, развитие музыкальных, творческих способностей в процессе профессионального обучения.

Важное место в работе занимает раздел, посвященный основам музыкального воспитания и обучения, первым урокам, началу обучения. Почему акцент делается именно на младших школьников? Всем известно, что в этом возрасте закладывается фундамент для полноценного музыкального воспитания, а для выпускников нашего колледжа, которые будут работать в ДМШ, это очень актуально.

2. Научность, соответствие достижениям науки

Учебное пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта с учетом рекомендаций учебной программы. Содержание учебника посвящено вопросам теории, методики и представляет собой компактный, информативный материал истории, теории, методики и практики обучения на инструменте. Также рассмотрены вопросы о педагогике и педагогической психологии с позиции с позиции обучения игры на инструменте и развитие способностей в исполнительской деятельности учащихся. В пособии рассмотрены вопросы выявления музыкальных способностей, возрастных и индивидуальных особенностей учеников младшего звена и их развитие в процессе обучения. Затронуты различные стороны развития профессионализма, активизации использования знаний и умений в воспитании и обучающем процессе.

В своей работе я попыталась создать некую систему, которая позволила бы учащимся планомерно накапливать и осмысливать теоретические знания.

Сборник состоит из 12 разделов. В конце каждой темы даются вопросы для проверки усвоения нового материала. В конце учебника расположен словарь некоторых музыкальных терминов.

3. Теоретическая база опыта

Само освоение специальной литературы в области музыкального исполнительства, педагогики — очень сложно. В методической литературе родственных для домбры инструментов, наряду с важным материалом, есть много информации «второстепенного» характера.

При создании работы я столкнулась с некоторыми трудностями, например, с большим количеством специальной литературы по разным дисциплинам, являющейся, по существу, общей для предмета «Методики». При этом важно иметь в виду то, что специальная литература, полезная, скажем домбристу — будущему исполнителю и педагогу — отнюдь не исчерпывается трудами в области домбрового исполнительства и педагогики. Можно отметить в этой связи, что к настоящему времени создано немало работ, в которых рассматриваются общие вопросы психологии исполнительского искусства, музыкально-инструментальной техники. Здесь можно назвать следующие работы: П.Говорушко. Методика обучения игре на народных инструментах, Ю. Усов. Методика обучения игре на трубе, Диков, Богданов. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментов.

Другой ценный пласт специальной литературы представляют исследования, которые относятся к какому-либо отдельному виду исполнительства, в нашем случае домбровому. Здесь хочется отметить труды современных авторов Сахарбаевой «Домбыра йрету дістері», Токтаганова «Кюй — послание Всевышнего», Мухитов, Мергалиев, Буркитов, Дуйсенов «Домбыра нерін дамытуды мемлекеттік бадарламасы», Кышкашбаев «Домбыраа арналан оулы» и другие. Но информация в данных пособиях дается только по тому или иному разделу домбрового исполнительства. Например, очень широко рассмотрены вопросы посадки и постановки, музыкальных способностей.

По вопросам музыкально-эстетического воспитания, методов развития творческой активности и самостоятельности учащихся, воспитания исполнительского внимания, основным видам педагогического воздействия подробно сказано в работах авторов: Лагутиной «Основы педагогики музыкальной школы», Елканова «Профессиональное самовоспитание учителя».

4. Технология опыта

Работа учащихся с учебным пособием помогла мне при ведении уроков, так как появилась возможность не просто диктовать учащимся необходимую тему, а использовать различные формы работы. Роль учителя — быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформулировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

Само построение урока можно разделить на несколько стадий:

1. Стадия вызова, в ходе которой у учащихся активизируются знания, связанные с определенной темой урока;

2. Стадия осмысления, в ходе которой учащиеся знакомятся с новой информацией (темой урока), осмысливают ее, соотносят с тем, что знают об этой теме, вычленяют принципиально новое для себя, то есть изучают новую тему;

3. Стадия рефлексии, в ходе которой происходит систематизация, узнанного на уроке, то есть это этап подведения итогов урока.

Каждой стадии соответствуют определенные методы и приемы. Прием «Мозговая атака» позволяет учащимся за короткое время активизировать и сформировать максимальный объем информации. Сопоставление учащимися простых вопросов по тексту при чтении развивают навыки определения конкретных фактов, проблемные же выводят учащихся на новый уровень осмысления фактического материала. Составление обобщающих таблиц помогает в обобщении объемного материала. Схемы позволяют систематизировать знания, при этом учащиеся развивают навыки определения причинно-следственных связей между элементами, определения места элемента в системе.

Широко используется на уроках дидактический, раздаточный материал (карточки, диаграммы, таблицы, схемы), слайды.

Помимо работы на уроках, я использовала различные варианты самостоятельной работы учащихся вне урока. Например, очень нравится учащимся работа по составлению кроссвордов и сканвордов по пройденным темам. Ведь их составление предполагает полное понимание, знание пройденной темы или раздела. Последующий обмен кроссвордами и сканвордами на уроке, позволяет создать в классе творческую, активную атмосферу, при которой каждый учащихся старается, как можно лучше показать свои знания.

Для проверки полученных знаний, в конце каждой темы составлены вопросы. Использование проверочных вопросов, различных тестов также помогает закреплению пройденного материала, его основных положений.

К работе с разными литературными источниками нужно приучать учащихся, используя при этом разные способы фиксации прочитанного материала. Один из используемых мною приемов — прием чтения с остановками, то есть воспитание вдумчивого читателя, умение видеть текст и осмысливать его.

Я использовала самый элементарный — это конспектирование, то есть запись главных положений и выводов, а также рассуждений с необходимыми цитатами. Более сложный способ — это выявление основного замысла, идеи читаемой работы и ее самостоятельное формулирование. Этот способ доступен учащимся старших курсов. В записях при этом, желательно отражать свои собственные соображения, возникающие в процессе чтения. Еще один способ — фиксация наиболее значимых мыслей.

Как сказал немецкий педагог А.Дестервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Поэтому я широко использую форму проблемного обучения, то есть не запоминание готовой информации, а активное участие в процессе приобретения этой информации.

Опыт работы показал, что использование на уроках методики обучения игре на домбре данного учебного пособия, вышеперечисленных методов, приемов позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в практической работе, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления, закрепляют практические знания.

Очевидно, что данное пособие поможет развить интерес к изучению методики обучения, сделает процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.

Работа на уроках методики обучения игре на домбре по данному учебному пособию в течение трех лет позволила мне в достижении главной цели — повышение качества знаний учащихся.

5. Адресность опыта

«Быть человеком — значит не только обладать знаниями,
но и делать для будущих поколений то,
что предшествовавшие делали для нас.»
Г. Лихтенберг

Предлагаемый мною опыт предназначен, прежде всего, для учащихся отделений казахских народных инструментов музыкальных колледжей по классу домбры. А также преподавателям, которые заинтересованы в росте своих учеников, стремятся помочь в процессе формирования будущего музыканта-домбриста, пробудить в нем лучшие качества.

6. Результативность и стабильность опыта

Учебное пособие было успешно апробировано на учащихся 3–4 курсов ПЦК «Казахские народные инструменты», обучавшихся по данной дисциплине в период с 2007 по 2009 годы. На государственном экзамене по предмету «Методика обучения игре на домбре», выпускники показали хорошие теоретические знания и практические навыки по предмету и получили отметки «отлично» и «хорошо».

Мониторинг результатов государственных экзаменов по предмету «Методика обучения игре на домбре» ПЦК «Казахские народные инструменты»

Год сдачи экзамена

Фамилия, имя

Отметка

2007

Айткожин Тимур

Отлично

 

Бейсенбаев Алмас

Отлично

 

Касенова Гульдана

Отлично

 

Оспанова Замира

Хорошо

2008

Каражуманов Каиргельды

Отлично

 

Сакипова Дана

Отлично

2009

Бейбут Нурбек

Отлично

 

Галеев Асхат

Отлично

 

Здуалиева Алмагуль

Отлично

 

Здуалиева Гульшара

Отлично

 

Кустанов Данияр

Хорошо

 

Таджигитова Ерке

Отлично

 

Тургунов Айбек

 Отлично

 

7. Заключение

Материал пособия представляет особую ценность тем, что в одном сборнике собраны материалы, как по методике, так и по музыкальной педагогике и музыкальной психологии. А еще проводится прямая связь с историей и развитием инструментального исполнительства в Казахстане.

Отличительные характеристики учебника:

а) Достоинством и отличительной чертой учебника является то, что он не перегружен лишней информацией.
б) Параграфы учебника компактны, материал систематизирован поурочно, представлен системно, логично, образно. Такой подход к подбору содержания не приводит к перегрузке учебного материала и позволяет учителю успешно реализовать поставленные на уроке цели и задачи;
в) Вопросы в учебнике сформулированы в соответствии с изучаемой темой и в тоже время связаны с развитием образного, ассоциативного, критического мышления учащихся. Все это, в значительной степени, облегчает работу учителя в поиске приемов «погружения» в изучаемый на уроке материал;
г) Учебник содержит словарь терминов, что полностью соответствует современному тезаурусному подходу в образовании;
д) Некоторые темы учебника сопровождаются подбором черно-белых иллюстраций и нотных примеров.

Мониторинг результатов Государственных экзаменов по предмету «Методика преподавания игры на домбре» учащимися 4 курса ПЦК «Казахские народные инструменты» на протяжении 3-х лет дают возможность говорить о том, что использование данного учебного пособия дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития учащихся.

Таким образом, созданное учебное пособие помогает преподавателю предмета «Методика обучения игре на домбре», иметь под рукой краткий, но полный объем теоретического материала по учебной программе.

Из опыта работы Хамзиной Алтын Сериковны, преподавателя по классу домбры.

Категория: