9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Родительское собрание: «Успешное обучение младших школьников — родители, семья, учителя, школа»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Грицюк Зайнап Загидулловна, педагог-психолог, I категория высшей квалификации, КГУ «Средняя школа № 3 села Пионерское» акимата Осакаровского района Карагандинской области

Грицюк Зайнап Загидулловна

Цель: ознакомление родителей с техникой оказания помощи своему ребёнку в достижении успеха в обучении.

Задачи:

1. Информировать родителей о том, как правильно осуществлять подготовку ребёнка к школьному обучению;
2. Раскрыть некоторые аспекты процесса приготовления домашних заданий;
3. Дать рекомендации как правильно помочь ребёнку в приготовлении уроков.

Предварительная работа:

Теоретическая часть — изучение литературы, подбор материала для информирования родителей;
Практическая часть — установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся через диагностику психических процессов; составление карт развития учащихся.

Взаимодействие семьи, школы — залог успешного обучения

Когда, изведав трудности ученья,
Мы начинаем складывать слова
И понимать, что есть у них значенье —
«Вода. Огонь. Старик. Олень. Трава», —
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря,
И первые рассказы нам награда
За первые страницы букваря.
Но часто жизнь бывает к нам сурова.
Иному век случается прожить,
А он не может значащее слово
Из пережитых горестей сложить.
С. Маршак.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что Вы смогли найти время и пришли к нам. Значит, Вы интересуетесь жизнью, успехами и неудачами своего ребёнка. Вам интересно узнать многое от нас, кто находится с вашим ребёнком и старается ему помочь в любую минуту.

Нам приходится часто слышать вопросы кто же должен осуществлять подготовку ребёнка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах — родители, семья, учителя, школа?

Опыт показывает, что ни какое учреждение (в данном случае школа), не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. Учителя отлично знают, в каких семьях занимаются с детьми, а в каких нет.

В начальной школе детям прививают и развивают многие полезные навыки, учат рисованию, счету, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердие и прилежание, ребёнок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять свои ошибки, и преодолевать трудности в работе. Но некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к детям и их делам в школе придаёт особое значение всем достижениям ребёнка.

Не все дети одинаково хорошо рисуют, поют, лепят, не все быстро обучаются чтению и письму. Как известно, люди делают то, что умеют, что у них лучше всего получается. Для детей это почти, что аксиома. Так надо помочь им полюбить учиться!

Почему у некоторых учащихся есть трудности в учёбе? В чём дело? Почему уже с первого класса возникают проблемы в обучении, ведь, казалось бы, детишек пока учат таким простым вещам?…

«Может быть, он не способный?» — думают родители. Но психологическое обследование показывает: способности не ниже средних. Так что же — способности нормальные, а развитие отстаёт? Да, это совсем не редкий случай. Способности, т. е. потенциальные возможности, не всегда полностью реализуются.

В чём же семья должна дополнять школу? Прежде всего, она призвана обеспечить ребёнку непосредственное эмоциональное общение, атмосферу любви и взаимопомощи.
Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учёба ребёнка в начальной школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности между школой и семьёй. Обучать и воспитывать ребёнка надо совместно!

Как помочь ребёнку в приготовлении уроков

Важнейшая функция семьи — воспитание у ребенка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям. Ребёнок должен привыкнуть к тому, что порученное ему дело никто за него не сделает.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, также не правы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку.

Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня с тем, чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности приготовления уроков.

Доброжелательное отношение взрослых даёт возможность ребёнку не пасть духом.
А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребёнка к выполнению домашних заданий.

Проверьте, правильно ли организованно рабочее место ребёнка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы и от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Приступить к выполнению домашних заданий лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребёнок успел отдохнуть от занятий, но ещё не устал от домашних развлечений и игр с детьми и не был сильно возбуждённым.

Ни в коем случае не давайте ребёнку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить её и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

Первое, что требуется от родителей, — это приучить сына или дочь вовремя садиться за уроки.

Но вот ребёнок сел за стол, достал тетрадь. «Что же делать дальше?» — спросите вы. Ответ прост. Надо следить за тем, чтобы ребёнок не отвлекался, не начинал посреди выполнения домашнего задания что-то рисовать на случайно подвернувшейся бумажке. Он должен сразу же привыкать работать не отвлекаясь. Вернуть внимание ребёнка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши», удивлённым?: «Почему же ты не решаешь?» — нотации, пространные рассуждения, раздражённые восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребёнка от работы.

Постепенно нужно снижать степень контроля. К концу начальной школы ребёнок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

И ещё одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь». Самоисправление — это первая форма самоконтроля.

Советы родителям:

1. Хвалите и хвалите своего ребёнка за то, что он делает.
2. Рассказывайте ребёнку о своём положительном школьном опыте.
3. Помогайте, но постепенно приучайте ребёнка быть самостоятельным.
4. Не выполняйте задания за ребёнка, лучше подбадривайте и поддерживайте.
5. Не критикуйте ребёнка, если у него что-то не получается, так как хотелось бы.
6. Радуйтесь вместе с ребёнком новым открытиям.
7. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.
8. Попытайтесь сначала разобраться в поведении ребёнка, внимательно его выслушайте, а потом уже действуйте.
9. Реагируйте не на все проявления сына или дочери, которые вам не нравятся.
10. Не копите недовольства ребёнком.

Собственно всё, о чём шла речь, так или иначе, направлено к одной цели — укрепить у ребёнка веру в себя. Ведь она так нужна ему на этом этапе его жизни — в первые школьные годы, когда он открывает для себя мир сложных знаний и не менее сложных отношений.

Установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся

Для того, чтобы учащийся плодотворно учился и развивался как личность, он должен обладать определёнными возможностями. От рождения, по наследству, человек получает лишь задатки возможностей, необходимых ему для деятельности, общения, жизни. Сами же эти возможности формируются у человека путём присвоения им общественного опыта предшествующих поколений в процессе общения со взрослым, в процессе воспитания и обучения.

Для того, чтобы каждый ученик почувствовал, и смог бы ощутить, удовлетворение от результатов своей учебной работы, радость познания и преодоления трудностей требуется изучение способностей учащихся, так как в наше время, приходится решать особые задачи, а имеющихся знаний и умений недостаточно для нахождения этого способа. Решение таких задач осуществляются с помощью особых эвристических приёмов (процессов), (здесь можно для родителей осветить в индивидуальной форме результаты исследования развития психических процессов ребёнка, например, карты развития учащихся).

Заключение

Человеку 7–8 лет. Это уже не малыш, который смотрит на родителей с обожанием и доверием, но это ещё и не подросток. С одной стороны, ему хочется, чтобы к нему относились как к взрослому. А с другой — он становится более чувствительным к проявлению безудержной родительской любви.

В школе его оценивают по жёсткой пятибалльной системе, ведь школьные отметки за знания и старания отождествляются в его глазах с оценкой — хорош он или плох. Всё это создаёт в его жизни определённые трудности, которые ему легче преодолеть, если он ощущает надёжный тыл: родительскую любовь и поддержку.

Воспитание — процесс творческий. Родитель сам должен найти пути к своему ребёнку, почувствовать, что нужно именно его сыну или дочери, чего они ждут от него. Поэтому речь может идти лишь о некоторых общих принципах во взаимоотношениях родителей с детьми.

Желаем удачи и успеха в воспитании и обучении вашего ребёнка!

Список используемой литературы:

1. Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалёва. — М.: Педагогика, 1989.
2. Коломинский Я.Л. / Человек: психология: Кн. Для учащихся ст. классов. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986.
3. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. Для учителя / Л. М. Фридман, И. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М.: Просвещение,1988.
4. Библиотека развивающего обучения /Под ред. В. В. Слободчикова. — Томск «Пеленг», 1992.
5. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. — М.: АТС — Пресс книга, 2001.

Категория: