Роль семьи в воспитании дошкольников с задержкой психического развития
Ибраева Алмагуль Сардарбековна социальный педагог, первая категория, стаж 17 лет, КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции». Казахстан, СКО, Кызылжарский район, с.Бесколь |
Личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях, поэтому в дошкольных учреждениях создаются условия, близкие к домашним, с привлечением родителей к образовательно-воспитательному процессу. Они участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга.
Задачей педагога является работа над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Недооценка значения первых лет жизни для формирования ребенка, как личности, приводит к тому, что родители не придают должного значения его психическому развитию.
Современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, выражающийся в обострении супружеских, детско-родительских отношений, ослаблении внимания и духовных ценностей. Все эти неблагоприятные факторы гораздо сильнее отражаются на укладе жизни семьи, в которой появляется ребенок с отклонениями в развитии. Нарушается психологический климат в семье, молодые родители пребывают в состоянии стресса, который, к сожалению, на протяжении первых лет жизни ребенка в ряде случаев просто нарастает. Родители просто любят своих чад и стараются в меру своих возможностей помочь им, выполняют рекомендации специалистов и тем самым помогают успешной реализации коррекционной работы с ребенком.
Существует и другая категория родителей, которая старается возложить всю ответственность за коррекционную работу на педагогов. Они бывают, агрессивны и порой болезненно воспринимают требования педагогов, а это в свою очередь, мешает успешному продвижению ребенка в развитии. Поэтому необходимо найти подходы к такой категории родителей, а это значит — без назидания, безболезненно привлечь их в процесс воспитания и оказания помощи, в умении наблюдать и следить за развитием собственных детей.
Взаимосвязь педагога с семьей это важный этап коррекционной помощи, где родители должны самостоятельно приобрести знания и способы общения с детьми. Для работы необходимо использовать индивидуальные консультации или групповые дискуссии, а также в работе необходимо учитывать результаты исследования семьи ребенка и реализацию комплексного подхода всеми специалистами. При осуществлении консультативной и коррекционной помощи педагогами определяются задачи по работе с каждой семьей, и составляется план, проводится обследование семьи, анализируются факторы, влияющие на развитие ребенка. Необходимо практиковать для родителей консультативные дни, тематика которых составляется с учетом их пожелания.
Конечной целью взаимосвязи семьи и педагога является повышение самооценки детей и родителей, выявление талантов и сближение всех друг с другом.
- 16717 просмотров