9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Роль технологий в образовательном процессе Б. П. Никитин

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Каирбаева Регина Александровна воспитатель ГККП «Ясли сад №121», г. Павлодар

«Игра — это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
В. А. Сухомлинский.

Современные игровые технологии в ДО отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДО позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований. Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Предполагается, что ребенок выполняет предложенные задания без посторонней помощи. Роль взрослого сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку правильную окружающую среду: игры всегда должны быть легко досягаемыми, а требования к игроку — умеренными. Не требуйте от ребенка сиюминутного ответа, быть может, стоит еще немного подождать — и он найдет решение в два счета! Такой принцип воспитания развивает у ребенка не столько исполнительские качества, сколько самостоятельную творческую инициативу, способность самому придумывать, творить и принимать решения.

Использование развивающих игр Б. П. Никитина как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным. Игры Никитина Б. П. «Сложи квадрат», «Сложи узор» и другие сразу же пришлись по душе детям. Ребенок играя, взаимодействуя с играми, открывает для себя мир количественных, пространственно — временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал и формирует детскую индивидуальность, дети смогут легче получать новые знания, доказывать, фантазировать, рассуждать, логически мыслить и делать выводы.

Интерес ребенка к развивающим играм Никитина с годами только возрастает. Причина этого феномена кроется в особой, тщательно продуманной системе игровых заданий. К каждой игре прилагается множество задач разного уровня сложности: с некоторыми ребенок справится уже в 2-3 года, а другие станут ему по зубам только в школе (и даже после нее).

Большинство игр Никитина — это всевозможные кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон». Переворачивая и комбинируя их разноцветные грани, ваш малыш создаст бесконечное множество рисунков и объемных моделей. Сначала лучше работать по образцу, а затем проявить фантазию и придумать свои собственные постройки. Для игры с набором «Сложи узор» существуют даже специальные альбомы, где ребенку предлагается украсить разноцветными кубиками красочные картинки.

Особое место среди игр Никитина занимают «Кубики для всех» и «Кирпичики». Первая игра своими замысловатыми деталями напоминает объемный тетрис, а вторая, напротив, состоит из одинаковых деревянных брусочков. Оба набора учат одному: собирать объемные фигуры по настоящим чертежам. После того, как эта часть заданий будет освоена, ребёнок взглянет на игру и с другой стороны: ведь можно сначала создавать свои чертежи, а затем собирать по ним различные модели.

Широко известны игры Никитина, сделанные по принципу «разрезных картинок»: «Сложи квадрат» и «Дроби». Эти комплекты делятся на категории по уровню сложности, и чем эта категория выше, тем из большего количества деталей ребенку нужно собрать круг или квадрат.

Выстраивайте игру исходя из возраста вашего ребенка:

  •  Играйте сами, подробно рассказывая, что и как выделаете. Называйте цвета, придумывайте истории, считайте вслух — «Я возьму четыре белых кубика и построю стол. А эти два синих кубика будут лавочкой» и т. д. Этот вариант рекомендуется в 1-3 года, когда ребенок просто учится игре, наблюдая за взрослым.
  •  Совместная игра. «Половину кубиков тебе, половину — мне. Я построю полосатую дорогу, а ты ее продолжишь».
  •  Когда ребенок в состоянии повторить ваши постройки (приблизительно 3-4 года, наступает черед устных или рисованных заданий. Кстати, если вашему ребенку игра попала в руки именно в этом возрасте, сразу же привлекайте его к активной самостоятельной работе.
    • Повышение уровня познавательных способностей и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и пособий.
    • Развитие логических форм мышления детей 5-6 лет в процессе освоения развивающих игр.

Игра «Сложи квадрат». Игра способствует развитию логики, мышления. Используя эту игру, мы также развиваем у детей цветовое зрение, т. к. они учатся различать цвета и их оттенки. Игра содержит 23 развивающие задачки (23 разрезных квадрата, постепенно возрастающей сложности, что позволяет использовать ее на разном возрастном этапе. Собирая квадрат из частей, дошкольники знакомятся с взаимоотношением и взаиморасположением деталей. Разная степень сложности позволяет детям, преодолевая трудности, двигаться вперед.

Игру начинаем использовать с детьми младшего возраста. На первом этапе для закрепления знания цвета, различения и изучения цветовых оттенков мы предлагаем детям разобрать по цветам все осколочки (детали квадратов) разложенные на столе. После ознакомления детей с квадратом, его особенностями мы предлагаем в игровой форме сложить квадрат сначала из 2-х частей Усложняя задачу, предлагаем детям квадраты из 3-х частей, но, соблюдая определенную последовательность в заданиях. Сначала используем квадраты, которые состоят из простых фигур. Затем квадраты, в составе которых есть неправильные многоугольники

Для детей младшего возраста квадраты из 3-х частей представляют некоторую сложность, поэтому целесообразно выполнять задание на целом квадрате (образце).

С детьми среднего возраста, продолжая игру «Сложи квадрат» мы возвращаемся сначала к уже знакомым или когда-то не получившимся квадратам. Затем предлагаем сложить квадраты из 4-х частей. Постепенно дети стараются выполнять задания прямо на столе, без помощи образца. Дети средней группы, складывают квадрат более осознанно. Они стараются находить у фигур стороны, равные стороне будущего квадрата. Поэтому такие задания, где ни одна сторона фигуры не равна стороне будущего квадрата, сначала для детей представляют особенную трудность, заставляют мыслить по-новому, не традиционно остается сложным и для старших дошкольников.

Не все дети осваивают квадраты из четырех частей. Порой некоторым из них бывает проще сложить квадрат из пяти частей.

С детьми старшего возраста мы возвращаемся сначала к сложению квадратов из четырех и даже трех частей, чтобы одни дети могли освоить еще не освоенные квадраты, а другие подготовиться к более сложным заданиям. Часто в более простых квадратах встречаются элементы сложных квадратов. Поэтому в игре мы стараемся давать задания детям в определенной последовательности.

Детям старшего возраста мы предлагаем разделить и разрезать целый квадрат по образцу собранного квадрата, начиная сначала с более простых заданий. Эта деятельность интересна детям, активизирует мышление, способствует развитию ориентировки на бумаге.

Старшие дети, увлеченные игрой, мастерят свои игры-квадратики, вовлекая в игру своих сверстников, воспитателей, родителей.

Организуя игру «Сложи квадрат» на каждом возрастном этапе, мы обыгрываем будущие квадраты, которые бывают льдинками, окошками, платочками и т. д. Когда в игре есть сюжет, а не просто задания у детей появляется интерес к игре, стимул к выполнению поставленной задачи.

Начиная с младшего возраста, игра «Сложи квадрат» активизирует и развивает мышление дошкольников. В игре дети постоянно манипулируют деталями квадратов, в поисках правильного решения. Постепенно в мышлении детей развивается вариативность и логика. Игра развивает у дошкольников пространственную ориентировку, ориентировку на плоскости, мелкую моторику, а также познавательный интерес, упорство в достижении цели.

Игру «Уникуб» использую в основном для развития у детей пространственного логического мышления, т. к. игра вводит детей в трехмерное пространство. Манипулируя кубиками, у детей развивается воображение, умение сравнивать, анализировать, конструктивные навыки. Через игру также развиваем у дошкольников навыки счета, представление о величине, внимание, речь, мелкую моторику.

Игры Б. П. Никитина — это отдельный пласт развивающих игр, основное направление которых развитие творчества. Но именно творчество помогает решать множество развивающих, интеллектуальных задач, что способствует успешному развитию математических способностей дошкольников.

Б. П. Никитин считал, что необходимо из ребенка вырастить человека инициативного, думающего работника, способного на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Большое внимание Никитин уделяет развитию творческих способностей, т. к. считает, что именно творческая личность преуспеет в жизни, что «человеку с творческим складом ума легче найти „изюминку“ в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда».

Чрезвычайно важную задачу перед государством, воспитателями, учителями, родителями определял так: «добиться того, чтобы каждого ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым, крепким человеком, но и инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любимому делу». Его сильно волновал тот факт, что очень часто развивающие возможности обычных игрушек ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не определяют развитие ребенка, а только удовлетворяют его сиюминутную потребность (это является актуальной проблемой современного общества).

Но этого мало для умственного развития и развития творческих способностей. Для этого нужны (как говорил Б. П. Никитин) «игры нового типа», игры, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Он создает такие игры и называет их развивающими играми. В своей книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» он дал понятие «развивающие игры», описал их свойства, и их роль в развитии
детей.

Задачи проекта

Образовательные

  • Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
  • Учить способам практической деятельности в области математики.
  • Учить анализировать расчлененный образец, составлять по нему фигуру.
  • Знакомить детей с сенсорными эталонами, способам их использования

Развивающие

  • Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать и обогащать зрительно — сенсорный опыт в процессе выполнения детьми предметно-практических действий.
  • Упражнять в умении работать с моделями, передавать в модельной конструкции реальное сходство.
  • Развивать мелкую моторику, формировать взаимодействие различных анализаторов.

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора и т. д.

2.Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастание сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4.Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно т. е развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью
более высокого порядка.

10. Развивающие игры позволяют каждому раскрыть свои возможности, где развитие идет наиболее успешно.