Ролевая игра «Оперативная связь в деятельности организаций»
Бренинг Вера Владимировна, преподаватель специальных дисциплин высшей категории, отличник образования Республики Казахстан, ГККП «Уральский колледж информационных технологий», ЗКО, г. Уральск |
В играх рождается творчество.
В.А.Сухомлинский
Введение
Сообщающее обучение, в процессе которого ученик получает все знания в готовом виде, сильно сокращает возможности развития самостоятельного мышления и действий учащихся. Ведь известно положение:
Только то, становится действительно прочным достоянием субъекта, что прошло через самостоятельное его решение, самостоятельную мысль, самостоятельное действие, плюс гордость за свое самостоятельное решение, повышение веры в свои силы и способности.
Мышление начинается там, где возникает проблемная ситуация, решить которую необходимо практически. Где нет проблемы – нет и творческого мышления. Развитие мысли, творческой самостоятельности, усвоение знаний и умений и творческое их применение – все это цели проблемного обучения, которые наиболее полно реализуются в нетрадиционных формах уроков.
Одним из видов нетрадиционных форм уроков являются игровые уроки, которые представляют собой мощное дидактическое средство.
“Без игры школа превратится в скучнейшее казенное заведение,которое сушит и опустошает сердце…”
В.А. Сухомлинский
Игровые уроки выводят учащихся из состояния пассивности и безразличия, способствуют выявлению у них индивидуальных способностей.
Эффективность ролевой игры заключается в следующем:
- вовлекается вся группа в активную познавательную деятельность;
- проводится закрепление изученного материала;
- приобретаются умения и навыки применения полученных знаний на практике;
- развиваются мыслительные и интуитивные способности учащихся;
- воспитываются навыки работы в коллективе, принятие совместных решений, ответственность за выполненную работу;
- ощущение учащимися себя в определенной профессиональной роли.
Методика проведения игры
За одну-две недели до проведения внеклассного мероприятия, преподаватель знакомит учащихся в общих чертах с темой ролевой игры «Оперативная связь в деятельности организаций». Учащиеся получают заранее несколько заданий:
- повторить профессиональную терминологию;
- повторить тему: «Основные и дополнительные устройства ПК»;
- повторить тему: «Оперативные системы связи»;
- продумать название и девиз фирмы.
Таким образом, учащиеся активно включаются в деятельность, заранее определяя сферу своих интересов.
Ведущий:
Добрый день, дорогие гости, уважаемые члены оценочной комиссии и участники нашего мероприятия! Все в сборе, и мы начинаем наше внеклассное мероприятие в форме ролевой игры «Оперативная связь в деятельности организаций».
Цели ролевой игры:
- Учиться четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
- Учиться применять полученные знания в деловой обстановке.
- Развивать мышление, деловую активность, навыки работы в коллективе.
- Воспитывать в себе ответственность за произведенную работу.
- Воспитывать терпение и тактичность поведения.
В процессе ролевой игры будет работать оценочная комиссия, которая будет внимательно следить за ходом мероприятия и профессиональной деятельностью учащихся, оценивать ответы на вопросы, результаты работы, учитывая активность и дисциплину учащихся.
Критерии оценки деятельности ВТК:
- Каждый ответ учащегося-сотрудника ВТК оценивается по пятибалльной системе и засчитывается его фирме.
- Активность сотрудников фирмы оценивается по трехбалльной системе.
- Соблюдение трудовой и технологической дисциплины оценивается по системе
от – 3 балла до + 3 балла.
Начинаем игру и «для начала, для порядка проведем сейчас зарядку».
Разминка «Зарядка для Ума» (приложение 1).
Методика проведения «Зарядки для Ума»:
- Быстро читаются вопросы. За каждый правильный ответ учащийся получает один балл.
- Действует принцип поднятой руки.
- Баллы засчитываются ВТК – фирмам.
Разминка окончена, и мы приступаем к ролевой игре «Оперативная связь в деятельности организаций».
Эпиграфом к игре будут слова Б. Шоу:
«Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность»
Суть ролевой игры состоит в следующем: учащиеся группы распределяются по временным трудовым коллективам (ВТК), которые выполняют определенные задания и отчитываются за проделанную работу.
В нашем случае ВТК – это фирмы по комплектации компьютерного оборудования. В каждой фирме имеются следующие должности – это руководитель, курьер, операторы сотовой связи, исполнители и информаторы.
Сегодня наши мероприятия:
1. Подготовительный этап
2. Работа ВТК
Информационная минутка
3. Отчетность
4. Подведение итогов
Подготовительный этап. Руководители ВТК – временных трудовых коллективов назначены заранее. Формирование коллективов ВТК производится методом жеребьевки: учащиеся берут билетики, где написана одна из цифр 1, 2 или 3, и распределяются по ВТК – фирма 1, фирма 2 и фирма 3. Затем руководители распределяют роли между сотрудниками в своих коллективах. Руководитель и все сотрудники обсуждают название и девиз своей фирмы.
Давайте вспомним условие успешной предпринимательской деятельности -
«Если где-то в мире есть полезная информация, предназначенная для вас, она должна быть доставлена вам незамедлительно».
Каждая организация оперирует документированной и недокументированной информацией. Например:
- Документированная информация: юридические нормы, законы, приказы, постановления, распоряжения, приходные и расходные документы, отчеты и т. д.
- Недокументированная информация: о роде деятельности фирмы, об ассортименте и ценах продаваемых товаров, о возможных торговых сделках и т. д.
Возникает вопрос:
Какими способами может передаваться информация
в системах административного управления?
- путем переноски (перевозки) информационных документов курьером (или по почте);
- с использованием систем автоматизированной передачи информации по каналам связи.
Ролевая игра будет проходить под девизом:
«Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет».
В.Белинский
В процессе трудовой деятельности надо помнить:
«Зарытый клад ржавеет и гниет,
Лишь в обороте золото растет.»
Работа ВТК. Руководители получают пакеты, где находятся задание, должностные обязанности сотрудников, таблицы для заполнения и бланки отчетов. Все сотрудники изучают свои должностные обязанности (приложение 1), осуществляют поиск клиентов – покупателей и поставщиков, заполняют таблицы (приложение 2) и производят расчеты. По окончанию расчетов руководители составляют отчеты (приложение 3).
Информационная минутка – Каждая команда представляет новости информационных технологий.
Отчетность. После выполнения работы каждый руководитель представляет отчет своей фирмы о результатах работы (письменно и устно). Затем сотрудники фирм должны ответить на вопросы.
Вопрос фирме 1.
- Какие виды оперативной связи использовала ваша фирма? Все ли было предельно ясно?
Вопрос фирме 2.
- Как решали спорные вопросы, с кем советовались?
Вопрос фирме 3.
- Какой вид оперативной связи, на ваш взгляд, лучше: курьерный или сотовый?
Подведение итогов. Произвести разбор затруднительных ситуаций.
Рефлексия (устно)
- Понравилась ролевая игра?
- Что мешало в работе?
- Что помогало в работе?
- Что вы чувствовали?
- Интересно было?
- Оценивание результатов деятельности ВТК.
- Награждение победителей.
Литература
- А. Тулегулов. Информационные системы в производстве. Учебник. Издательство «Фолиант». г. Астана, 2009
- В. Л. Бройдо. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Учебник для вузов. ПИТЕР, 2005
Приложение
- 12005 просмотров