Самоанализ учителя технологии КГУ «Власовская средняя школа» Аккайынский района Северо-Казахстанской области Витковской Елены Иосифовны
Витковская Елена Иосифовна учитель технологии КГУ «Власовская средняя школа» Аккайынский района Северо-Казахстанской области |
«Каждый человек рождается, для какого-то дела.
Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.
Нужно любить, то, что делаешь, и тогда труд — даже самый грубый — возвышается до творчества»
Э. Хемингуэй
Я, Витковская Елена Иосифовна, родилась 05.09.1976 года, 1995 года окончила Петропавловский индустриально-педагогический техникум по профессии «Преподаватель обслуживающего труда в общеобразовательной школе». Мне присвоена квалификация: «Учитель труда». В 2005-2009 году я поступила и завершила обучение в Курганском государственном университете на заочном отделении, по специальности «Технология и предпринимательство». Мне присвоена вторая квалификационная категория. Мой педагогический стаж — 9 лет. В данной школе работаю с 1 сентября 2009 года.
В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.
Цель моей педагогической деятельности — развитие творческого потенциала личности школьника через учебный предмет «Технология».
За годы работы я пришла к выводу, что не имеет значение, какой уровень способностей заложен природой в ученике, главное, помочь поверить ему в свои силы и создать условия, чтобы он хотел их развивать. Учитель при этом проявляет себя как советчик, помощник, консультант, координатор, старший товарищ, т. е. партнёр в образовательном процессе.
Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:
а) обучающие:
• способствовать освоению учащимися приемов и методов творческого мышления;
• научить применять эти приемы при решении проблем, возникающих в практической деятельности;
• способствовать реализации учащимися своих возможностей при участии в коллективной творческой деятельности;
• формировать устойчивый интерес к изучению предмета через классную, внеклассную деятельность.
б) развивающие:
• развивать коммуникативные и организаторские способности в процессе технологической деятельности;
• развивать способность самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из реалистичной оценки личных возможностей, интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
• развивать воображение, фантазию, оригинальность мышления, чувство меры, сенсорные навыки;
в) воспитывающие:
• воспитывать технологическую культуру труда;
• воспитывать трудолюбие, эстетический вкус;
• формировать активную жизненную позицию в процессе социального и профессионального становления;
• воспитывать уверенность в своих силах, ответственность за выбор трудовой деятельности;
• Воспитывать настойчивость, гнаходчивость и дисциплинированность в работе.
Предмет «Технология» дает возможность школьникам творчество самовыражения, дети проявляют познавательный процесс к предмету. На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определённые усилия в процессе образования. Научить готовить, шить, вязать, плести значительно труднее, чем решать математические задачи. Поэтому я систематически и терпеливо приучаю девочек координировать свои движения, работая двумя руками; учу организовывать своё рабочие место так, чтобы не совершали лишних движений; учу рациональным приемам выполнения различных операций. Всегда помню, что переучивать сложнее, поэтому сразу обучаю правильно держать инструменты и приспособления, соблюдать и выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.
Моя задача — не только заметить все усилия учащегося, но поддержать его, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперёд, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где они бы показали свою успешность.
Основной формой организации учебного процесса в моей деятельности является комбинированный урок, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Это дает не только возможность закрепления теоретических знаний и практических навыков, но и позволяет чередовать вид деятельности, что соответствует сохранению здоровья учащихся, что соответствует требованиям предмета «Технология». Для этой цели на стенде кабинета располагаются правила техники безопасности, с которыми учащиеся знакомятся в начале занятий каждого блока программы.
Эффективность образовательного процесса зависит от педагогических заповедей, которые я использую в работе:
• Принимать ребёнка таким, каков он есть.
• Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. И, поэтому, моя исходная позиция, как педагога, в этом вопросе — доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.
В течение восьми лет своей педагогической деятельности я всё чаще обращаюсь к методу проектов. Этот метод позволил решить множество проблем. Из информатора я, как учитель, стала организатором познавательной деятельности учащихся; появилась возможность направлять процесс обучения, а ученик вместо пассивного объекта включается в активный процесс познания. При этом реализуется компетентностный подход в решении поставленных задач и проблем, умение выбирать из множества вариантов единственный рациональный. В процессе работы над проектом преобладает демократический стиль отношений между учителем и учеником — технология сотрудничества, которая позволяет реализовывать наиболее широко интересы и способности обучающихся, приучает к ответственности за результат труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономических, технологических составляющих проектируемого изделия.
Этот метод позволяет мне успешно реализовывать такие ключевые компетенции учащихся как: коммуникативность, самообучение, саморазвитие, умение самостоятельно решать проблемы.
При работе над проектом самостоятельно учащиеся разрабатывают технологию организации своего рабочего места. Многие работы учащиеся выполняют на высоком творческом уровне. Самостоятельно разрабатывают собственные схемы данного проекта, изменяют элементы рисунка в схемах, а заканчивают проект рекламой в стихотворной форме, в виде презентаций и публичных выступлений.
Проектный метод позволяет успешно формировать коммуникативные и социальные компетенции через участие в районных и областных выставках. Проектное обучение даёт возможность развитию активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей. Ценным является также и привлечение к работе над проектом родителей учащихся, что позволяет грамотно выстраивать отношения в треугольнике «учитель-ученик-родители».
С целью обобщения педагогического опыта и проведения общественной экспертизы деятельности ежегодно провожу открытые уроки в рамках предметной недели, мастер — классы на областном уровне.
В 2014, 2016 году выступала на августовской районной конференции на секции учителей технологии на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии», «Художественное моделирование и дизайн, как основа формирования технологической культуры учителя» и на заседании школьного методического объединения учителей технологии.
В течение 8 лет успеваемость по предмету «Технология» составляет 100%, качество знаний — 90%.
Ежегодно принимаем участие в районной выставке декоративно-прикладного искусства, участвуем в различных районных, областных, республиканских и международных конкурсах.
Имеем достижения:
•Киселёва Карина — благодарственное письмо за участие в международном историко-литературном конкурсе «Л. Н. Толстой и Казахстан», 2014 г.
•Сергиенко Ангелина — поощрительная грамота за оригинальную работу, представленную на областной конкурс «Мир природы глазами детей-2015» в номинации «Уголок родного края», 2015 г.
•Неподоба Юлия — диплом за III место в областном конкурсе, посвященном «Международному Дню птиц» в номинации «Эти разные птицы», 2016 г.
•Вагнер Яна — сертификат за участие в Республиканском дистанционном интернет-конкурсе «Народное рукоделие-наследие предков» , 2016 г.
•Сергиенко Ангелина — сертификат за участие в творческом конкурсе, посвященном «25-летию закрытия Семипалатинского испытательного ядерного полигона», «Международному Дню Земли и Всемирному Дню охраны окружающей среды», 2016г.
За последних три года также имеются и мои достижения:
•Благодарность за добросовестный труд в сфере образования Акима района 2015г.
•Благодарственное письмо за ежегодное участие и подготовку дипломатов областного конкурса «Мир природы глазами детей», 2016 г.
•Диплом за I место в конкурсе профессионального мастерства «Лучший учитель предмета «Технология-2016» в номинации «Творческая личность», 2016г.
•Сертификат за подготовку участников творческого конкурса, посвященного «25-летию закрытия Семипалатинского испытательного ядерного полигона», «Международному Дню Земли и Всемирному Дню охраны окружающей среды», 2016 г.
•Диплом I степени победитель спортивно-культурного мероприятия «Veni. Vidi. Vici» в поддержку участников 28-й Всемирной зимней Универсиады в г. Алматы 2017 г.
Участие в профессиональных конкурсах помогает педагогу совершенствоваться, развивать профессиональное мастерство, обмениваться опытом с коллегами. В связи с этим ежегодно принимаю участие в различных выставках, конкурсах.
В течение пяти лет прошла курсы повышения квалификации на тему: «Развитие творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности» 2013 г, «Воспитание национальных ценностей в контексте идеи „Мәңгілік Ел“ на уроках технологии» 2017 г.
В развитии творческих способностей огромную роль играет внеклассная работа по предмету. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка.
- 14036 просмотров