9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Семейный консультант спешит на помощь!

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Белова Ольга Викторовна, педагог-психолог Первой гимназии г. Петропавловска

Народная мудрость гласит, что единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Семья занимает одно из центральных мест в жизни человека, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения.

Государственная политика Республики Казахстан по укреплению взаимодействия семьи и школы, повышению их роли в воспитании детей направлена на обеспечение образовательной, социальной и культурной преемственности поколений, стабильного и устойчивого развития общества.

Одним из приоритетных направлений деятельности школ, безусловно, является реализация семейной политики Республики Казахстан, укрепление института семьи, поскольку семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.

Работа учителя с родителями часто ограничивается эпизодическими встречами на родительских собраниях, в частных беседах и, как правило, ограничивается либо возникающими проблемами с учебой ребенка или его поведением в школе. Благодаря курсам повышения квалификации педагогических кадров по программе «Счастливая семья», проводимых Институтом семейного воспитания в г. Астана у классных руководителей появился КЛАССНЫЙ ПОМОЩНИК — специалист по семейному воспитанию.

Семейная психология — это раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме. Семейная психология основывается на данных исследований в социологии семьи, семейной психотерапии, психологического консультирования, психопрофилактической и социальной работе с семьями.

Данные, которыми располагает психология семьи, являются основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ, направленных на помощь семье. Они также служат источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, коррекции внутрисемейных взаимоотношений.

В России сравнительно недавно начали создаваться в университетах кафедры «Семейного воспитания» занимающиеся вопросами семьи и созданием программ, направленных на помощь семье. Специалисты, работающие в данной области, имеют значительные успехи.

В Казахстане подготовкой специалистов по вопросам семейных взаимоотношений занимается Институт Семейного Воспитания. В течении 4-х сессий с достаточно интенсивным расписанием слушатели института имеют возможность пообщаться с мировыми светилами, ведущими специалистами в области семейного воспитания из Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова, НОУ ВПО Академии социально-экономического развития г. Москва, Казахстанского НИИ Психологии, РГМУ и Института психотерапии и клинической психологии, получить у них консультацию по наболевшим вопросам в области воспитания молодого поколения, расширить свой багаж знаний, а главное, на практике отработать новые техники и технологии, прежде чем внедрять их в свою профессиональную деятельность.

Взаимодействие классного руководителя с психологом позволяет более эффективно решать задачи, связанные с повышением психолого-педагогической компетентности родителей. В ходе родительских собраний психолог может познакомить родителей с возрастными особенностями различных периодов развития, обратить их внимание на неэффективные способы воспитания в семье и пути их изменения, показать приемы формирования познавательных характеристик у детей и решить множество других педагогических задач. Психолог также владеет приемами работы с группой, которые он может использовать для разнообразия форм проведения родительских собраний. Классный руководитель при участии психолога может реализовать новые формы работы с родителями: родительские клубы, гостиные, лектории и т. п.

Большую поддержку психолог может оказать классному руководителю в работе с родителями трудных учащихся или учеников, переживающих трудные жизненные ситуации. В ходе индивидуального консультирования психолог помогает родителю осмыслить трудности, возникающие во взаимодействии с ребенком, увидеть, что сам родитель делает для усугубления или разрешения проблем ребенка, найти новые способы общения с сыном или дочерью. В отличие от беседы с классным руководителем, индивидуальная работа родителя с психологом больше направлена на рефлексию, анализ общения с ребенком, осмысление эффективных и неэффективных стратегий взаимодействия, формулировку рекомендаций. Психологические консультации не заменят работу классного руководителя, но помогут значительно повысить их результативность.

Говоря о воспитании родителей, необходимо иметь в виду, что речь идет, прежде всего, о благополучии, здоровье и счастье всей семьи, о дальнейшем развитии взаимоотношений между членами семьи, основанных на их стремлении к общению между собой. Эти цели достигаются путем передачи родителям знаний о воспитании детей и о развитии семьи в целом.

Как правило, проблемы начинаются у кого-то одного из членов семьи, но так как семья — это взаимосвязанная система, то устранение этих проблем возможно только путем работы со всей семьей целиком. Так как изначально причины отклонений в поведении одного из членов — это оклик на нарушение взаимодействия всех участников системы.

Важность и актуальность работы с семьей понимают все мои коллеги, педагоги-психологи общеобразовательных учреждений Северо-Казахстанской области! Поэтому принято решение о создании Школ семейного воспитания на базе каждой школы или детского сада. В рамках Школы семейного воспитания «Домашний очаг», которая создана в Первой гимназии г. Петропавловска на 2013–14 учебный год запланированы тематические родительские собрания, которые будут проходить в форме детско-родительских мероприятий, игровых тренингов для родителей и детей, гостиных и круглых столов и т. п. Цель подобной работы — помочь каждому из родителей стать просвещенным, осознающим свои ценностные ориентации, установки и ожидания, свои родительские чувства и позиции и потому способным контролировать и корректировать те из них, которые могут помешать ребенку вырасти гармоничной личностью.

Навыки и опыт применения новых техник в работе педагога-психолога, позволяют мне разнообразить проведение развивающих занятий, включать элементы психотерапии в консультационный процесс, индивидуализировать процесс помощи родителям, педагогам и учащимся по разным вопросам воспитания и гармонизации взаимоотношений. Багаж знаний, заряд энергии, полученный в ходе общения с преподавателями и коллегами в процессе обучения подтолкнул меня на создание программы курса «Раскрываем секреты бесконфликтного общения», рассчитанный на учащихся 8-9-х классов. Данный курс занятий способствует формированию основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для конструктивного разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов. К программе курса прилагается система игр и упражнений, с помощью которых мои коллеги педагоги-психологи, социальный педагог, классные руководители могут выстраивать новые тренинговые занятия и дополнять имеющиеся.

ЭТО ЗДОРОВО, что благодаря Министерству Образования Республики Казахстан и Евдокимовой Софье Львовне в нашей стране действует Республиканский проект повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан по семейному воспитанию! Вопросы в области семейного воспитания существовали всегда, будут существовать и с каждым годом у родителей будут возникать всё новые вопросы по гармонизации детско-родительских отношений, так как прогресс не стоит на месте. Семья развивается и видоизменяется вместе с окружающим миром, по-своему реагируя на требования времени, отвечая на общественные потребности и формируя их. Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. А значит, у нас в стране будет существовать потребность в Институтах Семейного Воспитания, в Центрах Семейного Воспитания и грамотных специалистах по вопросам семейного воспитания.

Категория: