Семинар «Тестовый контроль на уроках истории»
Баймухамбетова Айсулу Жумашевна учитель истории СОШ № 17 г. Екибастуз Павлодарской области |
Реформа образования коснулась не только учебных программ, содержания образования, но и форм контроля.
Но если о тестах в той или иной мере осведомлены все педагоги, то знания в области научных основ педагогических измерений распространены у нас недостаточно. Главная причина кроется в том, что это сравнительно новая область педагогической науки, получившая признание только к середине ХХ века, весьма скептически оценивалась в советский период.
Чем же интересны для нас сегодня педагогические тесты и технологии тестирования?
Дело в том, что тесты представляют собой особую совокупность заданий, которые позволяют дать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучаемого в заданной образовательной области. В свою очередь, объективность и измеримость качества образования открывают широчайшие возможности для управления учебным процессом — от корректировки содержания образовательных стандартов и программ до совершенствования методов преподавания.
Особенно важно, что использование методов тестирования позволяет еще в раннем возрасте выявить одаренных детей и подростков и организовать с ними индивидуальную работу.
Разумеется, тестирование не заменяет и не отменяет традиционных форм педагогического контроля, основанных на непосредственном общении учителя с учеником. Такой контроль выполняет важные обучающие функции, он вооружает педагогов информацией об уровне знаний их питомцев, о пробелах в их подготовке и даже об
Как и все технологии, основанные на достижениях науки, тестирование требует серьезной подготовки со стороны тех, кто намерен всерьез заняться созданием и использованием педагогических тестов. Прежде всего, необходимо овладение строгими правилами и математическим аппаратом, применяемыми в области педагогических измерений. Никаких обходных путей тестирование не признает: неряшливо разработанные, не прошедшие апробации тесты способны давать лишь ошибочные результаты, поэтому их использование станет шагом назад, а не вперед.
Рассмотрим основные виды педагогического контроля, где могут быть применимы тесты.
Виды педагогического контроля
1. Текущий контроль.
Текущий контроль характеризуется сознательно поставленной целью следить за ходом обучения. Проведение текущего контроля — наиболее простой для преподавателя способ получить оперативную информацию о соответствии знаний обучаемых планируемым эталонам усвоения. Эта информация создает условия для своевременной коррекции процесса усвоения знаний, умений и навыков обучаемыми и помогает педагогу перестроить в нужном направлении учебный процесс.
2. Тематический контроль.
Тематический контроль выявляет степень усвоения раздела или темы программы. На основании данных тематического контроля учитель принимает управленческое решение. Он делает вывод о необходимости дополнительной отработки данной темы, если результаты контроля неудовлетворительны, либо переходит к изучению следующей темы, если результаты контроля говорят о хорошей подготовке учеников. При этом виде контроля разработка системы тестов органически связана с использованием ПЭВМ.
3. Рубежный контроль.
Функциональное назначение рубежного контроля — выявление результатов определенного этапа обучения. Оценка уровня подготовки обучаемых в этом случае проводится с помощью зачетов, экзаменов или тестов. Важным показателем полноценности рубежного контроля является уровень сформированности навыков самоконтроля у обучаемых, умений осуществлять контроль за результатами собственной деятельности и корректировать ее в процессе выполнения заданий, предлагаемых педагогом.
4. Итоговый контроль.
Цель итогового контроля — оценка работы учащихся после прохождения всего курса. Обычно формой итоговой оценки обучаемого является его отметка на экзамене либо результаты выполнения итогового теста.
Классификация видов педагогических тестов
Приведем классификацию педагогических тестов. Анализ таблицы позволяет выделить в качестве основополагающих четыре вида педагогических тестов. Среди них некоторые имеют подвиды и могут отличаться подходом к их разработке.
Входное тестирование.
Началу обучения ставится в соответствие входное тестирование, позволяющее получить ответ на два наиболее важных для этого периода вопроса:
1. первый вопрос нацелен на выявление степени владения базовыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для начала обучения.
2. второй — на определение степени владения новым материалом до начала его изучения.
У слабых учащихся накапливается хроническое отставание в области знаний, умений и навыков. В этой связи в качестве альтернативы традиционным средствам контроля нередко предлагают претесты (предварительные тесты). Конечно, далеко не всегда можно проверить все, что важно для предстоящего обучения. Однако если такая возможность есть, то в содержании претеста лучше отобразить все базовые знания, умения и навыки, необходимые для усвоения новых знаний.
Тестирование в процессе обучения.
Текущие задачи учебного процесса обычно соотносят с формирующими тестами. Формирующее тестирование нацелено на осуществление дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим ученикам в повседневном учебном процессе.
Логика формирующего тестирования достаточно проста и привычна для педагога. Если большинство детей не справляются с заданиями формирующего теста, то процесс обучения следует повторить, повысив детализацию, увеличив количество объяснений и уменьшив трудность учебных задач.
Таким образом, устанавливается причина пробелов и намечаются пути Диагностические тесты приходят на помощь, когда затруднения ученика носят систематический характер. Основная их цель — установление причин пробелов в знаниях ученика, что достигается специальным подбором их устранения.
Приведу упрощенную модель функций формирующего тестирования.
Итоговое тестирование.
По окончании курса обучения ученикам предлагают итоговые тесты, которые иногда называют тестами школьных достижений. Основная их цель — обеспечение объективной оценки результатов обучения по завершению некоторого курса.
Приведу упрощенную модель функций итогового тестирования
При создании тестов важно не допустить ошибок измерений. Чаще всего тест построен по нарастанию трудности. Если сильный ученик отвечает неправильно на легкое задание теста, то полученный нуль является, скорее всего, результатом случайной ошибки, описки или простой невнимательности со стороны ученика,
Совсем иначе обстоит дело в том случае, когда группа сильных учеников выполняет неправильно одно и то же легкое задание теста. Тогда ошибка имеет явный систематический характер, и потому возникает вопрос о несостоятельности задания. Как правило, ошибка бывает вызвана просчетами разработчика теста. Причины несостоятельности могут быть разными. Чаще всего несостоятельность порождается тем, что содержание задания допускает двусмысленное толкование у хорошо подготовленных учеников, либо вообще ориентировано на выявление других знаний и умений.
Аналогичный вывод о несостоятельности можно сделать в том случае, когда группа слабо подготовленных испытуемых успешно справляется с
Познакомимся с основными этапами конструирования теста.
Основные этапы конструирования педагогического теста.
1. Определение цели тестирования, выбор вида теста и подхода к его созданию.
2. Анализ содержания учебной дисциплины.
3. Определение структуры теста и стратегия расположения заданий.
4. Разработка спецификации теста, выбор длины теста и времени его выполнения.
5. Создание предтестовых заданий.
6. Отбор заданий в тест и их ранжирование согласно выбранной стратегии предъявления на основании авторских оценок трудности заданий.
7. Экспертиза содержания предтестовых заданий и теста.
8. Экспертиза формы предтестовых заданий.
9. Переработка содержания и формы заданий по результатам экспертизы.
10. Разработка методики апробационного тестирования.
11. Разработка инструкций для учеников и преподавателей, проводящих апробацию теста.
12. Проведение апробационного тестирования.
13. Сбор эмпирических результатов.
14. Статистическая обработка результатов выполнения теста.
15. Интерпретация результатов обработки в целях улучшения качества теста.
16. Коррекция содержания и формы заданий на основании данных предыдущего этапа. Чистка теста и добавление новых заданий. Оптимизация порядка расположения заданий в тексте.
17. Повторение этапа апробации для выполнения очередных шагов по повышению качества теста.
18. Установление норм теста и создание шкалы для оценки результатов испытуемых.
Классификация целей.
При создании теста ставится задача отобразить в его содержании то главное, что должны знать ученики в результате обучения, поэтому ограничиться простым перечислением целей обучения нельзя. В тест хотелось бы включить все, но, к сожалению, это невозможно. Для того чтобы не утратить самое главное, необходимо структурировать цели и ввести определенную иерархию в их взаимное расположение. Без сомненья, здесь нет и, не может быть готовых общих рецептов, поскольку в каждой дисциплине свои приоритеты.
Наиболее технологичной с точки зрения большинства разработчиков тестов является система целей, построенная
1. знание названий, имен, фактов;
2. фактуальные знания;
3. знание определений и понимание их смысла;
4. сравнительные, сопоставительные знания;
5. классификационные знания;
6. знание противоположностей, противоречий, синонимичных и антонимичных объектов;
7. ассоциативные знания;
8. причинные знания;
9. алгоритмические, процедурные знания;
10. обобщенные, системные знания;
11. оценочные знания;
12. процессуальные знания;
13. абстрактные знания;
14. структурные знания;
15. методологические знания.
Требования к созданию теста.
Если тестирование проводится с помощью бланков, то задания сопровождаются инструкцией:
«ОБВЕДИТЕ НОМЕР (БУКВУ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА»
При компьютерной выдаче знаний инструкция может имеет вид:
«ДЛЯ ОТВЕТА НАЖМИТЕ КЛАВИШУ С НОМЕРОМ (БУКВОЙ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА»
Требования должны быть следующими:
1. в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
2. основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из
3. задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию, в основной текст задания вводится не более одного придаточного предложения;
4. в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более
5. все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины либо правильный ответ может быть короче других, но не во всех заданиях теста;
6. из текста задания необходимо исключить все вербальные ситуации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;
7. частота выбора одного и того же номера для правильного ответа в различных заданиях текста должно быть примерно одинакова либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
8. основная часть задания освобождается от всякого иррелевантного для данной проблемы материала;
9. из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст заданий;
10. в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда»
11. из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;
12. при формулировке ответа не рекомендуется использовать выражения «ни один из перечисленных», «все перечисленные»
13. из числа тестовых исключаются задания, содержащие оценочные суждения и мнения ученика по
14. все варианты ответов к каждому заданию должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых, не знающих правильного ответа;
15. ни один из вариантов ответов не должен являться частично правильным ответом, превращающимся при определенных условиях в правильный ответ;
16. основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов;
17. ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста;
18. если задание имеет среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредотачивается только на этих двух ответах;
19. все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания теста.
Наша задача сейчас состоит в том, что бы подготовить ребят к тестовой проверке знаний. Но задача не только в передаче знаний, но и подготовке учащихся психологически. Предлагаю вашему вниманию памятку сдающему тестирование:
Памятка
Тренируйтесь!
Перед аттестационным тестированием следует выполнять как можно больше опубликованных заданий. Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их, подменяя их другими видами контроля. Постоянные тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают опыт саморегуляции.
Торопитесь!
Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время выполнения теста, ограничивайте его. Без подобных тренировок, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации, невозможно смоделировать тот стресс, который вызывает любое тестирование.
Пробуйте!
В тренировках применяйте правильную тактику, следуя всем рекомендациям по решению отдельных заданий. Например, не следует несколько раз перечитывать малопонятную конструкцию, а нужно сразу же познакомиться с вариантами ответов. Ответ прояснит, что именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать.
Пропускайте!
Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие задания, с которыми вы обязательно справитесь. Глупо недобрать баллы только потому, что вы не добрались до «своих» заданий, а застряли на тех, учебный материал которых вам не известен.
Но такая тактика неприменима, если тест построен по принципу «лестницы» и начинается с легких вопросов. Тогда не стоит пропускать все первые задания.
Угадывайте!
Если вы не уверены в выборе ответа, но интуитивно предпочитаете
Исключайте!
Многие задания можно решить быстрее, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном — двух признаках, а не пяти — семи (что гораздо труднее).
Сокращайте выбор!
Если несколько ответов из четырех — пяти вариантов кажутся совершенно неподходящими, а остальные подходят с равной долей вероятности, то выберите «методом тыка». «Отрицательное знание» — это тоже знание, не отказывайтесь от его использования.
Думайте только о текущем задании!
Когда видите новое задание, забывайте все, что было в предыдущем. Задания в тестах не связаны друг с другом. Эта установка дает и другой бесценный психологический эффект — забудьте о неудачах в прошлом. Думайте о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.
Читайте задание до конца!
Не спешите понять условие задания по «первым словам» и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить ошибки в самых легких вопросах.
Не огорчайтесь!
В любом профессионально подготовленном тесте много заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано). Более того, никто не должен выполнить все 100% заданий.
Эта установка может пригодиться «круглым» отличникам, привыкшим при обычных методах контроля добиваться максимального результата. Если вы хотите стать классным «тестовым» бойцом, учитесь не только наносить, но и «держать» удары.
Запланируете два круга!
Спланируйте среднее время на выполнение каждого задания так, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания «по первому кругу». Тогда вы успеете набрать максимум очков на легких для вас заданиях, а потом сможете подумать и добрать
- 8731 просмотр