«Сказочные лабиринты игры», развивающие игры В. Воскобовича, как эффективное средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Кульчицкая Тамара Евгеньевна, воспитатель, высшая категория, ГККП «Детский сад № 2 „Балырған“», Акмолинская область, г. Степногорск, РК
|
«Сказочные лабиринты игры», развивающие игры В. Воскобовича, как эффективное средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Для современной образовательной системы на первый план выходит проблема формирования интеллектуально развитой личности, умеющей критически мыслить, способной к совместной работе. Дошкольное воспитание и обучение должно пробуждать в ребёнке стремление к образованию, создавать условия для развития желания конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое. В условиях реализации Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, в структуре Типовой учебной программы принципиально поменялась установка на развитие детей не во время учебных занятий, а в наиболее естественной для ребёнка дошкольного возраста деятельности — игровой. Тем самым перед педагогами дошкольных организаций актуальным стал вопрос выбора наиболее оптимальных и эффективных форм организации образовательной деятельности детей.
Из опыта работы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок к успешной учебной деятельности способствует инновационная образовательная технология «Сказочные лабиринты игры», основанная на использовании развивающих игр В. Воскобовича. На данный момент — это особенная, творческая и что немало важно, очень добрая методика. Три взаимосвязанные линии развития детей: интерес — творчество — познание гармонично вписываются в естественную среду ребенка — игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. У ребёнка возникает естественная мотивация к развитию интеллекта и креативности, что в дальнейшем даёт уверенность в своих действиях и способностях, что влечёт за собой внутреннюю свободу и самоконтроль.
Цель технологии Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игровой деятельности.
Задачи технологии «Сказочные лабиринты игры»
- Создавать условия для формирования познавательного интереса.
- Активизировать любознательность и пытливость детского ума.
- Развивать наблюдательность, навык работы в команде, исследовательский подход к явлениям окружающей действительности, креативность мышления.
- Формировать базовые математические понятия, коммуникативность.
- Объединить развитие у детей эмоционально-образного и логических начал
- Cовершенствовать интеллектуальные способности у детей.
Для воспитателя игра — это его рабочий инструмент. Если педагог умеет обращаться с ним мастерски, успех не заставит себя ждать. Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма развития дошкольников. Часто игра существовала как отдельный прием, средство, но уровень методического обоснования, описания, возможности интегрированного использования переводят ее в разряд технологий, конструкторов образовательного процесса. Успешность любой разработки, любой технологии зависит не только от оригинальности идеи, но и от ее научной обоснованности, возможности методического описания и распространения. Это особое отношение к игре прослеживается во всех развивающих играх В. Воскобовича.
Реализация развивающих игр В. Воскобовича в воспитательно-образовательном процессе опирается на следующие дидактические принципы:
- в игре взрослый работает на паритетных началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;
- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
- игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
- игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
Игры В. Воскобовича наполнены ощущением сказки. На первый взгляд сложные даже для произношения, тем более для запоминания имена сказочных героев, такие как разноцветные гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле. Или такие как, девочка Долька, малыш Гео, забавный Магнолик, гусеница Фифа, пчёлка Жужа. Имена этих сказочных персонажей дети запоминают очень быстро. Они в свою очередь сопровождая ребёнка по ходу игру, создают условия не только для развития интеллектуальных способностей, но и решают воспитательную задачу, вызывая у детей желание оказать помощь, посочувствовать. Спустя непродолжительный период времени эти сказочные герои уже живут в группе, дети общаются с ними, как со старыми друзьями. Тем самым доказывая правоту их использования, решая одну из поставленных задач — развитие детской коммуникативности. Образность сказочных героев, это ещё и точно беспроигрышный вариант мотивации деятельности детей, применяя который воспитатель ненавязчиво вводит ребёнка в процесс решения задачи. При этом эффект вхождения в задачу происходит органично, а взрослый принимает на себя роль равноправного друга, тогда как обучением занимается игра. Это существенно облегчает работу с развивающими играми. В свободной игровой деятельности можно поиграть в этих персонажей, придумать для них новые путешествия, игры. Тем самым подтверждая правомерность использования данной образовательно технологии.
Рассматриваемая образовательная технология берёт своё начало в «классических технологиях», таких как: обучение в сотрудничестве (командная работа), игровые технологии, развивающего обучения, элементы ТРИЗ-технологии, проблемного обучения. Уникальность технологи Воскобовича в том, что не существует заготовленных сценариев, которым пользуется воспитатель. Есть рекомендации, как при помощи разнообразных сказочных героев сложить сюжет, который будет интересен ребёнку и подтолкнёт его к поиску новой информации. Игра начинается с элементарного манипулирования, а далее используя многообразие игровых заданий и упражнений игра усложняется, что выводит ребёнка на более высокий уровень развития. Играми Воскобовича могут играть дети разного возраста, начиная с раннего возраста и заканчивая детьми предшкольных групп. Каждый найдет себе занятие по интересам. Как говорит сам В. Воскобович, ребёнка можно сопровождать до трёх лет, т. е. будут организованы игры под руководством воспитателя, частично структурированные. Начиная с трех лет дети могут играть в свободные игры, где у игры нет начала и конца, что соответствует подходу к организации игровой деятельности в обновлённом содержании дошкольного образования. Формируется одна из ключевых идей обновленного содержания дошкольного образования «Голос ребёнка», когда ребёнку важно понять, что его слышат и понимают.
Именно это отличает игры Воскобовича от разнообразных развивающих игрушек, что сейчас имеется на полках магазинов в большом изобилии. С помощью игр Воскобовича ребёнок незаметно для себя, без всякого насилия со стороны взрослого, запоминает много информации самой разнообразной направленности. Если в ходе одной игры обогащается и активизируется словарный запас, формируются навыки связной речи. Ребёнок раскрепощается, он не стесняется высказывать самые на первый взгляд нереальные гипотезы, тем самым развивая свою креативность, умение мыслить нестандартно. То в ходе следующей игры с этими же пособиями ребёнок учится считать, запоминает цвет, развивает мелкую моторику, творческое мышление и воображение. Получает от игры истинное удовольствие и открывает для себя новые возможности. Постоянное и постепенное усложнение игр помогает удержать детское внимание в зоне оптимальной трудности. Интеллект будет развиваться слабо, если перед ребенком не будут ставиться какие-то препятствия, которые должны быть им преодолены.
Воспитатели могут применять развивающие игры и игровые пособия как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной работе с детьми, через проектирование развивающей предметно-пространственной среды групп предоставляют дошкольникам возможность выбора игр для самостоятельной деятельности. Игры и игровые пособия Воскобовича, на мой взгляд, соответствуют требованиям обновленного содержания дошкольного образования. Дают возможность проводить интеграцию и способствуют формированию навыков, соответствующих каждой из образовательных областей Государственного стандарта дошкольного воспитания и обучения.
Плюсы и минусы технологии
Достоинства методики налицо:
- установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо.
- игры подходят для детей от 1 года до 6 лет, задания подобраны с усложнением.
- технология направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствуются умственные и творческие способности.
К минусам можно отнести разве что невозможность изготовить все игровые материалы своими руками.
В нашей группе создана игровая развивающая среда по технологии В. В. Воскобовича, которая успешно позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми. Если в среднем возрасте дети с интересом и детской любознательностью и пытливостью использовали сенсомоторную стену «Фиолетовый лес», которая успешно исполнила свою роль и помогла достичь поставленных целей, то в старшем возрасте появилось уникальное развивающее пособие «Коврограф Ларчик», которое помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров. В процессе игры коврограф превращается в волшебную ковровую полянку в Фиолетовом лесу, на которой происходят разные чудеса. Тем самым создавая оптимальные условия для интеллектуально — творческого развития детей. Разноцветные шнуры- липучки, дают простор детской фантазии. С их помощью дети «рисуют» самые необычные рисунки, при этом создавая свой удивительный мир, в котором есть место друзьям и родным людям.
Используя «Забавные цифры» дети легко осваивают количественный и порядковый счёт, и в последующем сами придумывают математические задачки.
Пособие «Цветные квадраты» помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей, так и педагогов и подходит для индивидуальных и групповых занятий.
С помощью пособия «Игровизор» очень удобно с детьми выполнять графические диктанты, отрабатывать навыки рисования различных знакомых предметов, проводить индивидуальную работу, осваивать пространственное расположение объектов и наконец создавать пути загадочных лабиринтов, разгадывать их.
У детей, которые регулярно занимались играми Воскобовича, ярко выражены умения:
- сравнивать и анализировать информацию;
- классифицировать и обобщать;
- отлично справляться с ориентировкой на плоскости;
- различать и называть геометрические фигуры;
- пользоваться активным словарём;
- сочинять истории, понимать и использовать слова в переносном и иносказательном смысле;
- понимать многообразие окружающего мира;
- удерживать внимание на протяжении длительного периода;
- выполнять поставленные задачи;
- заканчивать начатое дело.
Главное назначение этих игр — развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его творческого и поискового поведения на более высокий уровень. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны — предоставляется поле для фантазии и личного творчества.
Мониторинг уровня интеллектуально — творческих способностей дошкольников показал, что работа по данной теме имеет положительную динамику.
Если мы желаем, чтобы ребенок уверенно вошел в завтрашнюю школьную жизнь и прошел успешно социальную адаптацию, необходимо в детском саду знакомить его с этими играми.
- 8558 просмотров