Смотр знаний в 6 классе «Понятие о тканях. Строение семян на примере двудольных и однодольных растений. Лист. Корень»
Туребекова Менсулу Манаповна, учитель химии и биологии высшей категории, стаж 29 лет, КГУ «Бескольская средняя школа № 2» аул Бесколь, Кызылжарский район, Северо-Казахстанская область |
Биология
Тема: Обобщение знаний учащихся по темам: «Понятие о тканях. Строение семян на примере двудольных и однодольных растений. Лист. Корень».
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, натуральные объекты (свекла, морковь, корни комнатных растений, семена двудольных и однодольных растений), бумажные изделия в виде побега, листьев, корней и цветов однодольных и двудольных растений.
I. — Чему учат в школе? Ответьте словами известной песни (буквы разные...)
— Так вот давайте на доске напишем первые буквы отгадок на мои загадки, по одному выходим к доске и записываем эту букву:
1. Названия места, где проживаем (Бишкуль)
2. Овощ, в котором на воду приходится 98% (Огурец).
3. Из чего была сделана карета Золушки? (Тыква)
4. Зеленый, полосатый, очень сладкий на вкус — это... (Арбуз)
5. Какой цветок не жалуется на память? (Незабудка)
6. Какой цветок носит название конфеты? (Ирис)
7. Какой цветок плавает? (Кувшинка)
8. А в каком шестом классе вы учитесь? (А)
— Какое получилось слово? (Ботаника). А что это?
— С первого сентября вы начали изучать данную науку, и сегодня мы постараемся показать, что мы знаем о растениях, что наблюдали при проведении лабораторных работ.
II. — В школу вы приходите получать определенный багаж знаний, этим багажом будет сегодня эта корзинка, которую мы должны наполнить вашими знаниями по биологии. Сейчас я вам раздам листочки с понятиями, ваша задача прочитать и коротко раскрыть смысл понятия и уложить в корзину (раздаются зеленые листочки со словами: клетка, корневой чехлик, функции корня, эндосперм, воздушные корни, пигмент, ткань, семя, крахмал, образовательная ткань органические вещества, неорганические вещества, почва).
III. — Этот орган у растения самый главный, наверняка
Без зеленого цвета его представить нельзя.
Фотосинтез идет только на нем,
И он называется.... (листом).
Слайд № 1. Жилкование листьев (распределить растения по типам жилкования листьев).
Слайд № 2. Расположение листьев на побеге (дети поочередно выходят к доске и передвигают картинки по принципу соответствия).
— Чтобы посмотреть, что взойдет в корзине, попробуем изготовить растения из бумаги своими руками. На столе находятся бумажные изделия, закрепите к побегу листья.
IV. — Растения без семени нет,
Нужна ли им вода, свет?
Сейчас вы дадите ответ,
Что нужно чтобы семя проросло
И росло высоко, высоко?
Экспериментальная часть
Учащиеся делятся на 2 группы, им выдаются семена двудольных и однодольных растений (смесь)
Цель опыта: Подготовить семена растений к посадке, каковы условия прорастания семян, выбрать однодольные и двудольные семена растений (после комментариев учащихся, семена укладываются в корзину, на которой уже написано «питательная среда»).
V. — Что нужно для питания цветов,
Хлеб, молоко, чай.
Не надо лишних слов,
А ну-ка, шестиклассник, отвечай! (органические, неорганические вещества)
— В споре рождается истина, быть может, не всегда.
Попробуем к следующим утверждениям
Принять правильные решения.
Верно, или не верно?
Слайд № 3.
1. Семена всех растений состоят в основном из воды и минеральных веществ.
2. Семена большинства растений состоят в основном из органических веществ.
3. Семена пшеницы, кукурузы, риса богаты жиром.
4. Семена гороха, бобов, фасоли содержат большое количество белка.
5. Подсолнечник, лен, соя являются масличными культурами.
6. Клейковина — это особый вид растительного крахмала.
7. Клейковина — это растительный белок.
8. Семена с поврежденным зародышем и эндоспермом быстрее прорастают.
9. Наличие запасных питательных веществ является важнейшим условием прорастания семян.
10. При посадке выбирают более крупные семена, так как их них вырастают более мощные проростки.
VI. — В школе открывается экспериментальная лаборатория по биологии, помогите установить этикетки для экспонатов (на столе- таблички со словами «корнеплод», «корнеклубень», «стержневой корень», «мочковатый корень», «луковица»; натуральные объекты: свекла, морковь, картофель, стержневой и мочковатый корни).
Мы твердо ходим на ногах,
Перед непогодой нету страха —
Мы можем спрятаться везде,
А какой орган растения живет в темноте?
Ведь они не ходят по планете.
Ответ на вопрос вы не держите в секрете (Корень)
Слайд № 4. Корневая система растений.
Задание: дорисовать корни по принципу соответствия для данного растения.
VII. — Наступил момент «умелых ручек». Надо закрепить нашим будущим цветам корневую систему и цветы по принципу соответствия: стержневой корень и сетчатое жилкование листьев у двудольных, мочковатый корень и параллельное жилкование листьев у однодольных. Получившиеся цветы положите в корзину. Молодцы! За то что вы сегодня хорошо поработали на уроке от себя хочу добавить в вашу корзину вот такие цветы!
VIII. Золотая середина и лучи идут кругом,
Это может быть картина —
Солнце в небе голубом.
Нет не солнце на бумажке,
На лугу цветут... (ромашки)
(В корзину укладываются ромашки)
Дарю вам цветочек,
От сердца кусочек,
Чтоб вершины знаний достигали,
И во всех школьных конкурсах побеждали!
(Всем учащимся раздаются призы в виде ромашки)
— Вот и наполнили мы корзину знаниями. Надеюсь, они вам пригодятся в повседневной жизни.
IX. Итоги урока.
Приложение
- 10656 просмотров