Способы активизации познавательной деятельности для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Садыкова Айгуль Рысбековна учитель английского языка, категория высшая, стаж 20 лет. КГУ «Средняя школа № 24» акимата города Усть-Каменогорск, Казахстан, Восточно-Казахстанская область, город Усть-Каменогорск |
Способы активизации познавательной деятельности для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
В последнее время существенно изменились роль и место иностранного языка в системе образования. Основная цель обучения иностранному языку — формирование и развитие коммуникативной компетенции, т. е. обучение практическому владению иностранным языком. Достижение этой цели предполагает изменение требований к уровню сформированности речевых навыков и умений, требует новых подходов к отбору содержания и организации материала.
Методика преподавания английского языка — это наука, которая постоянно находится в поиске наиболее эффективного способа обучения человека языку. В современном мире английский язык является языком международного общения, а спрос на качественную услугу обучения этому языку диктует стремительное развитие методики преподавания именно английского языка. Каждый год пишутся десятки новых учебников, выходят в свет новые книги по методике преподавания английского в помощь преподавателю, проводятся многочисленные исследования.
В процессе обучения языку, учащиеся должны научиться свободно пользоваться всеми видами речевой деятельности — говорением, аудированием, чтением, письмом — как естественным средством коммуникации с соблюдением языковых и стилистических норм данного иностранного языка. Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность обучения. Одной из основных задач, стоящим перед педагогом — найти те возможности, которые помогут заинтересовать учеников и удерживать этот интерес при обучении. Это возможно при знании различных психологических и педагогических особенностей.
На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них — разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых
учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Так, для достижения этой цели на уроках английского языка я использую следующие, на мой взгляд очень эффективные методы и приемы обучения. Это: работа с картинками. Картинки — это благодатный материал для работы. Вывешиваем картинку, Задание для слабых учеников — написать все глаголы, существительные и прилагательные, относящиеся к картинке, для учеников со средними способностями — начать рассказ по картинке, а сильным ученикам дополнить и закончить рассказ по картинке, т. е. домысливая и сочиняя сюжет своего рассказа. При этом учитель не акцентирует внимание на различии уровней заданий. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.
Или же другой вид работы с картинкой: учитель, показывая картинку называет предложения на русском языке, ученики переводят их на английский, используя заранее приготовленные опорные структуры, вывешенные на доске (This is ...She is... She has... ). А также можно предложить учащимся рассказать историю, опираясь на последовательную череду картинок и, уделяя внимание той лексике и структурам, которые им необходимо использовать во время повествования.
Интересными и эффективными в плане обучения говорению на иностранном языке являются ролевые игры «Пресс-конференция» и «Аукцион». Во время пресс-конференции самый подготовленный ученик играет роль знаменитого иностранного гостя, а остальные ученики являются корреспондентами различных газет. Корреспонденты задают вопросы гостю на английском языке, а он отвечает. Можно еще одного ученика назначить переводчиком для тех, кто испытывает затруднения при составлении вопросов на английском языке и задает на русском ( это допустимо, для того, чтобы вовлечь в игру всех учеников группы).
Для игры «Аукцион» ученики заранее дома готовят лоты, которые они выставят на продажу, и самодельные деньги, чтобы купить понравившуюся им вещь. В классе каждый по очереди выходят к доске и описывают свой предмет (это может быть игрушка, фотография, ручка, даже пуговица). Причем они могут сочинить легенду о каком-либо знаменитом прежнем хозяине этой вещи. Назначается начальная цена лота и ведутся торги. (здесь же для развития кругозора детей можно объяснить, какие бывают методы торгов, английский, голландский).
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т. е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.
Так, для обобщения и повторения страноведческого материала я использую ролевую игру «Новости», когда класс делится на 2 группы и каждый ученик, выполняя роль диктора новостей, получает задание рассказать о географическом положении, о городах, природных ресурсах или о климате страны.
Для пополнения словарного запаса учащихся новыми лексическими единицами при работе с незнакомым текстом со словарем, интереснее для учеников использовать гороскопы и психологические тесты «Познай себя», потому, что желание узнать о себе что-то новое и интересное всегда активизирует познавательную деятельность учащихся. Для этой же цели используют и следующий прием: раздать ученикам картинки, на которых написаны все названия предметов, дать время на запоминание и провести опрос.
На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
- выдвижение проблемного вопроса,
- создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
- создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
- демонстрацию опыта или сообщение о нем — основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.
Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.
Конкретизируя вышесказанное, приведу пример из практики. На доске написана пословица или высказывание, сначала спрашиваю «Вы согласны с этим высказыванием? Почему? В какой ситуации используется данная пословица? Составьте маленький рассказ из своей жизни, когда можно было использовать эту пословицу».
А также интересным является метод «Моделирование реальных ситуаций на уроке», когда дается ситуация из жизни и ученикам задается вопрос «What would you do?» Что бы вы сделали? Например: Вы пришли в дорогой ресторан, поужинали, и вдруг обнаружили, что у вас при себе нет денег? Что бы вы сделали? или Вы в фойе гостиницы. Вы видите человека, приближающегося к двери с тяжелыми сумками, и вы открываете дверь. Незнакомец дает вам 5 долларов, видимо приняв вас за швейцара. Что бы вы сделали? Или игра «Rocket debate»: вы прилетели на другую планету, но на обратном пути ваш космический корабль оказался неисправен и пилот сказал, что корабль не сможет взять на борт всех пассажиров и придется оставить несколько человек. Ваша задача назвать свою профессию и доказать, что она необходима человечеству.
Активизировать познавательную деятельность учащихся мне помогает на уроках лингвострановедческий материал, которым богат УМК «English in Mind». За основу я беру материалы данных учебников, творчески их перерабатывая. Кроме того, использую методический журнал «Иностранные языки в школе», приложение к газете «Первое сентября», альтернативные учебники В. Кузовлева, М. Биболетовой, Кауфман, Верещагиной и т. д.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлении дифференцированного подхода при обучении иностранному языку учитель должен учитывать реальные условия, складывающиеся в каждом классе, возрастные и психологические особенности учащихся, а также возможности каждого ученика, ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересы каждого из них.
Таким образом, все перечисленные способы активизации познавательной деятельности помогают мне решать задачи формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Литература
1. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. — 2000. — 4,5 с. 10-12 ( 4), с. 17-22 ( 5).
2. Бим И. Л., Миролюбов А. А. К проблеме обученности иностранным языкам выпускников средней школы. // Иностр. языки в школе. — 2001. — 3 с. 3-10.
3. Балабайко М. С. Обучение моделирования диалогической речи // Иностр. языки в школе. — 1976. — 1.
4. Гез Н. И. развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения // тезисы докладов на всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». — М: МГПИИЯ им. М. Тореза. — 1984.
5. Источник: httpss://e-lib.gasu.ru/vmu/arhive/2004/01/41.shtml
6. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство «Вышейшая школа», 2004
7. Филатов В. М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 1998. № 5
- 7101 просмотр