9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема: «Экскурсия по Целинноморску»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Борисова Светлана Анатольевна, воспитатель, вторая квалификационная категория высшего уровня, ГККП «Ясли-сад «Гулливер» г. Петропавловска СКО

Борисова С.А.

 

Город в степи и у моря

 

Цель:

  • формирование ценностного сознания дошкольника в контексте понятий «малая Родина» и «большая Родина»;
  • воспитание любви к родному краю;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • способность чувствовать ее красоту и любоваться ею.

Методы и приемы: игра-путешествие, рассказывание легенд, детское экспериментирование, опыт.

Оборудование: карта Северо-Казахстанской области, компьютер, иллюстрации, оборудование для лаборатории, аудиозапись шума воды.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, уважаемые гости! Давайте возьмемся за руки, поднимем их высоко и поприветствуем друг друга.

Все:
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Кайырлы таң!

Воспитатель: Вы улыбаетесь, а улыбка — это символ добра. У всех сегодня хорошее, доброе настроение. Нам хорошо, когда мы все вместе.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о нашем родном крае, в котором живем. Давайте посмотрим на карту нашей Северо-казахстанской области и вспомним, в каких местах мы уже побывали?

Дети: Путешествовали по городу Петропавловску. Побывали на берегах реки Ишим, озере Пестром, на ипподроме. Познакомились с Серебряным бором.

Воспитатель: Посмотрите на карту и скажите, что привлекло сейчас ваше внимание?

Дети: Красный кружок.

Воспитатель: Красным кружком выделен город Сергеевка, город-спутник Петропавловска. Вспомните, чем же знаменит этот город?

Дети: Своим водохранилищем.

Воспитатель: Или как его еще называют Целинным морем, от слова целина, что означает место, по которому никто не ходил и ни когда не ездил. А какое название мы можем дать городу Сергеевка от словосочетания «Целинное море»?

Дети: Целинноморск.

Воспитатель: Верно. А вы хотите побывать в Целинноморске, узнать все о его красоте и достопримечательностях? Тогда в путь! (Под песню шагают.)

То березка, то рябина
Куст ракиты над рекой.
Край родной, на век любимый,
Где найдешь ещё такой?

Останавливаются перед компьютером, садятся на ковер.

Воспитатель: Визитной карточкой города Сергеевки считается водохранилище и находящийся на нем гидроузел. Сергеевское водохранилище было создано руками человека, т. е. иначе рукотворное. Это самое большое в мире рукотворное озеро. А почему мы называем его морем?

Дети: По величине; оно очень большое; с одного берега не видно другого.

Воспитатель: Верно. Водохранилище протянулось вдоль реки Ишим на 100 км, максимальная глубина — 20 м., чуть больше 9-этажного дома.

Для постройки плотины русло Ишима искусственно меняли, строили отводной канал. Это железобетонная плотина. Вода проходит через турбины, с помощью которых регулируется уровень воды. При сбросе воды стоит такой шум, что он слушен на многие километры вокруг. (Звучит аудиозапись шума воды).

— Как вы думаете для чего построили это море?

Дети: Воды не хватало для питья, для полива полей, для хозяйственных нужд.

Воспитатель: А теперь, я приглашаю вас посетить лабораторию Сергеевского гидроузла. Что называют лабораторией и что там делают?

Дети: Это помещение где делают опыты.

Воспитатель: Нас встречают сотрудники лаборатории.

Лаборанты: Здравствуйте. Ребята! Проходите, мы рады видеть вас в нашей лаборатории.

1 лаборант. Как вы думаете, ребята, какая вода нужна нам для питья?

Дети: Чистая, без вредных веществ.

1 лаборант. В нашей лаборатории мы с помощью разных приборов определяем, какие разные примеси находятся в воде. Очищаем воду, чтобы она стала пригодной для питья.

2 лаборант. Но мы не только очищаем воду. В нашей лаборатории мы выводим мальков различных пород рыб, мальки — маленькие рыбки, появляются из икринок. Сначала они голые, потом обрастают чешуей, у них вырастают плавники, появляется хвостик. Когда они немного подрастут, мы их выпускаем сначала в бассейн, а потом уже в море.

Воспитатель: Ребята, давайте с помощью картинок попробуем собрать жизненный цикл рыб. (Лаборант проверяет правильность выполненной работы.)

2 лаборант. А вы знаете, какие породы рыб водятся в Целинном море?

Дети: Щука, карась, сазан и т. д.

2 лаборант. В море насчитывается более 100 видов пород рыб, но основные породы рыб в море это — рипус, сиг, пелядь, щука и карп зеркальный.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, почему карпа называют зеркальным? У зеркального карпа крупная, напоминающая зеркальце чешуя, отсюда и название рыбы, расположена она неправильными рядами на спине, боках брюшной части тела рыбы.

2 лаборант. Скажите, ребята, а вот в такой воде рыбы могут жить? (Показ подкрашенной воды, воды с примесями.)

Дети: Нет, они погибнут. Рыбам нужна чистая вода, не очень холодная.

Воспитатель: Конечно, в этой лаборатории проводится еще много других исследований. Но нам пора. Спасибо лаборантам за интересную информацию. А сейчас давайте побродим по окрестностям Сергеевского водохранилища и полюбуемся его красотой.
(На пути лежит камень). Мы с вами находимся у подножия Аютасской возвышенности вблизи Целинного моря. Что означает Аю-тас в переводе с казахского?

Дети: Медвежий камень.

Воспитатель: Об Аютасской возвышенности в народе существует несколько старинных легенд. Вот одна из них. (Дети садятся, воспитатель рассказывает легенду).

Однажды на кочевье казахов напали враги. Долго длилась битва. Победить не могла ни одна сторона. Тогда военначальники решили так: в поединке решить исход битвы. Два воина — батыра, с обеих сторон, должны до захода солнца поднять на вершину большой сопки валуны (камни), с величиной с большого медведя. (Медведь — символ богатырской силы). Вражеский воин казался сильнее казахского батыра, он без труда поднимал камень в гору, но по своей беспечности, оступился и вместе с камнем покатился вниз, а казахский батыр последним усилием закатил свой камень на вершину сопки, и тем самым принес победу своему народу. И с тех пор эта сопка стала называться Аю-тас, медвежий камень — символ богатырской силы.

Воспитатель: У подножия сопки Аю-тас похоронен Шал-акын, чьим именем назван район. А кто такой Шал-акын?

Дети: Шал-акын казахский поэт, акын. Он родился и вырос в здешних местах.

Воспитатель: Впервые поэтическая слава нашла Шал-акына в 15 лет. Его отец — известный батыр Кулеке, герой борьбы с чужеземцами.

Воспитатель: В районе Шал-акын много заповедных мест. Курганы Бектениз, Баганаты, археологический памятник «Байкар». Ребята, чем знаменит курган «Байкар»?

Дети: Там был найден древний воин гигантского роста.

Воспитатель: А вот в кургане Баганаты, нашли древние наконечники стрел, останки древних воинов и животных, сосуды разных форм, женские украшения и впервые — детские игрушки. А в кургане Бектениз найдены бронзовые зеркала.

Воспитатель: Поистине, надо очень крепко любить то место, где ты родился. Давайте посетим с вами еще одно заповедное место, расположенное на берегу Целинного моря — «Ольховская лесная дача». (Дети проходят в следующую зону группы, где их встречает экскурсовод.)

Экскурсовод: Здравствуйте! Мы приветствуем вас в нашей заповедной зоне. Что вас больше всего интересует?

Дети: Мы хотим узнать, чем знаменита «Ольховская лесная дача»?

Экскурсовод: У нас растут редкие породы деревьев и кустарников, которые больше нигде не встречаются на территории Северо-казахстанской области. Черная ольха, боярышник серебристый, калина обыкновенная, кизильник черноплодный.

Воспитатель: Одна из легенд о кизильнике повествует, о том, как Аллах решил наделить людей деревьями. Один попросил себе вишню, другой — грушу, а оказавшийся тут же Шайтан — кизил. Посчитал лукавый, что цветет дерево рано, значит, ранние будут и ягоды, такие заманчивые и соблазнительные — сочные, как вишни. Но вот уже и лето близится к концу, а кизил все остается зеленым. Рассердился Шайтан и отрекся от дерева. А поздней осенью пришли в лес люди, собрали сладкие, вкусные ягоды и в насмешку присвоили его имя. С тех пор называют кизил «Шайтановой ягодой».

Экскурсовод: А еще в наших местах растет много дикой вишни, которая весной цвете красивыми бело-розовыми цветами.

Воспитатель: Очень красиво. Как бы вы ребята по формуле красоты описали это место?

Дети: Кипенное море цветущих вишен. Белоснежное покрывало цветущих вишен.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте попробуем построить экологическую пирамиду нашего края.

Земля (черная полоса) — природы мать.
Потом полоса голубого цвета, символизирующая воду. Вода, дает жизнь всему живому, источник жизни, красота всей природы, сок жизни на земле.
(На полосу прикрепляются — улыбка человека, изображение рыб, растений).

Белая карточка — это воздух, символ свободы, легкости. (На полоску прикрепляются птицы).

Затем желтая полоса: Солнце — источник энергии тепла. Как бы вы назвали нашу пирамиду?

Дети: Пирамида жизни.

Воспитатель: Возьмите атрибуты и давайте скажем нашу речевку.

Психогимнастика.

(Часть детей берет желтые лучики на палочках, другая часть: птичек, остальные дети кусочек неба с солнцем. Идут по кругу)

Воспитатель: Чтобы сделать волшебным свой кусочек земли.
Надо долго, долго идти.
И охапку сияющих желтых лучей
Самому на дороге найти. (Дети поднимают лучи)
И добавить к сияющим желтым лучам
Краешек неба и пенье ручья. (Дети поднимают небо с солнцем)
И маленьких птиц всевозможных расцветок. (Поднимают птиц)
Все это перемешать. (Дети сужают круг и поднимают всё вместе)
И почти не дышать.

Дети: Клянемся, что будет прекрасной земля! Клянемся!