Тема: Фонетический разбор слова
Султангалиева Лаззат Балтабаевна, учитель начальных лассов высшей категории КГУ «Кайранкольская средняя школа» Жамбылского района СКО |
Цель урока:
- совершенствовать знания учащихся о звуках и буквах;
- развивать умение соотносить звуковую и графическую формы слова и правильно обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных букв;
- обобщить знания учащихся
Ход урока
1. Организация
2. Тема:
— Жили-были в одной волшебной стране Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: а, у. ы, и, о, э. За певучесть и голосистость их прозвали…(гласными).
Им подпевали я [йа] , е [йо] , ю [йу] , е [йэ] . Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними рядом стоять. И назывались они…(согласными)
Верно. Звуки и теперь живут вместе, распевают колыбельные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого необходимо их узнавать, правильно произносить. Уметь определить их количество в слове. В стране звуков и букв каждый звук имеет свой «костюмчик», а каждая буква — свою, непохожую на других, «одежду». Так что в этой стране «костюмчики» — звуковые, а «одежда» — буквенная. Вот какая интересная страна!
Сегодня мы будем вспоминать все о звуках и буквах, называть мягкие и твердые, глухие и звонкие согласные звуки, по звукам определять буквы, и, наоборот, всматриваясь в буквы — звук. Все это очень важно для грамотного письма.
3. Фонетическая зарядка
Я сказала вам, что в стране Звуков и Букв живут невидимки. Они любят петь. Споем их на одном дыхании!
(Дети поют: аоуыэи оуаыэи уоаыиэоя иоаеыюяу. Это упражнение развивает дыхание, фонетический слух.)
И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему она так понравилась, что он захотел познакомиться с ее жителями. Когда он узнал, что все жители — невидимки, то очень огорчился. Но ведь он был волшебником, и причем добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному «костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.
— Сто вы знаете про букву?
— Букву можно увидеть, написать, нарисовать.
Волшебник теперь был доволен. Ведь с этих пор, прочитав букву, он назвал звук по имени. У каждого звука теперь был «костюмчик». Так они и познакомились: Волшебник, Звуки и Буквы.
4. Картинный диктант
Ежик, конь
— Составьте предложения
— Ежик собирает на зиму яблоки.
5. Фонетический разбор слова еж
Ёж — ёж
е — [й] — согл., звонкий, мягкий звук
[о] — гл., ударный звук
ж — [ш] — согл., глухой, твердый звук
2 буквы, 3 звука
— По полю бежал конь.
Конь — конь
К — [к] — согл., глухой твердый звук
о — [о] — гл., ударный звук
н — [н] — согл., звонкий, мягкий звук
ь — []
4 буквы, 3 звука
6. Фонетическая загадка «Одень слово»
Перед вами слово в «звуковом костюмчике». Выберите для каждого слова буквенную «одежду». Докажите свой выбор.
[кит] [рэпка] [мышка] [котик]
Катя рыбка Машка ботик
кто репка мышка ротик
кот репа муха торт
кит редька мушка котик
(В слове три звука. Согласный мягкий и глухой (к). Обозначается этот звук буквой к. Второй (и) гласный, ударный, обозначается буквой и. Третий (т) согласный, твердый и глухой, обозначается буквой т. Значит, это слово кит.)
(Остальные слова разбираются аналогично)
7. Физкультминутка
Вышли мышки
Поглядеть который час.
Раз, два, три, четыре.
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон.
8. Фонетическое упражнение:
— Запишите буквами:
[луга] [л, устра] [пар]
[п, атка] [роза] [муха]
[мэл] [ноты ] [козы]
[з, орна] [н, ан, а]
Проверка: луга, люстра, пар, пятка, роза, муха, мел, ноты, козы, зерна, няня.
9. Задание на дом:
Упражнение 179
10. Итог урока
— Посмотрите. Вы узнали «ленту букв»? (над доской)
— Сколько гласных букв? Звуков?
— Сколько звуков обозначают буквы: а, и, о, у, ы, э?
— Сколько звуков обозначают буквы: я, е, ё, ю?
— Согласные буквы обозначают…(звонкие или глухие, парные или непарные, твердые или мягкие) звуки.
Мы сегодня много говорили о звуках и буквах, исследовали звуковые «костюмчики», наряжали гласные и согласные звуки в свои «одежды». А напоследок предлагаю вам еще одну задачу. Попробуйте прочитать, что написано:
(язнаюбуквыизвукиизвукия
слышубуквыявижуипишу)
— Как нужно написать этот текст, чтобы его можно было легко прочитать? Сделайте это правильно. (Я знаю буквы и звуки. Звуки я слышу. Буквы я вижу и пишу.)
- 15903 просмотра