9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема: Фонетический разбор слова

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Султангалиева Лаззат Балтабаевна, учитель начальных лассов высшей категории КГУ «Кайранкольская средняя школа» Жамбылского района СКО

Тема: Фонетический разбор слова

Цель урока:

  • совершенствовать знания учащихся о звуках и буквах;
  • развивать умение соотносить звуковую и графическую формы слова и правильно обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных букв;
  • обобщить знания учащихся

Ход урока

1. Организация

2. Тема:

— Жили-были в одной волшебной стране Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: а, у. ы, и, о, э. За певучесть и голосистость их прозвали…(гласными).

Им подпевали я [йа] , е [йо] , ю [йу] , е [йэ] . Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними рядом стоять. И назывались они…(согласными)

Верно. Звуки и теперь живут вместе, распевают колыбельные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого необходимо их узнавать, правильно произносить. Уметь определить их количество в слове. В стране звуков и букв каждый звук имеет свой «костюмчик», а каждая буква — свою, непохожую на других, «одежду». Так что в этой стране «костюмчики» — звуковые, а «одежда» — буквенная. Вот какая интересная страна!

Сегодня мы будем вспоминать все о звуках и буквах, называть мягкие и твердые, глухие и звонкие согласные звуки, по звукам определять буквы, и, наоборот, всматриваясь в буквы — звук. Все это очень важно для грамотного письма.

3. Фонетическая зарядка

Я сказала вам, что в стране Звуков и Букв живут невидимки. Они любят петь. Споем их на одном дыхании!

(Дети поют: аоуыэи оуаыэи уоаыиэоя иоаеыюяу. Это упражнение развивает дыхание, фонетический слух.)

И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему она так понравилась, что он захотел познакомиться с ее жителями. Когда он узнал, что все жители — невидимки, то очень огорчился. Но ведь он был волшебником, и причем добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному «костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

— Сто вы знаете про букву?

— Букву можно увидеть, написать, нарисовать.

Волшебник теперь был доволен. Ведь с этих пор, прочитав букву, он назвал звук по имени. У каждого звука теперь был «костюмчик». Так они и познакомились: Волшебник, Звуки и Буквы.

4. Картинный диктант

Ежик, конь

— Составьте предложения

— Ежик собирает на зиму яблоки.

5. Фонетический разбор слова еж

Ёж — ёж
е — [й] — согл., звонкий, мягкий звук
[о] — гл., ударный звук
ж — [ш] — согл., глухой, твердый звук
2 буквы, 3 звука
— По полю бежал конь.
Конь — конь
К — [к] — согл., глухой твердый звук
о — [о] — гл., ударный звук
н — [н] — согл., звонкий, мягкий звук
ь — []
4 буквы, 3 звука

6. Фонетическая загадка «Одень слово»

Перед вами слово в «звуковом костюмчике». Выберите для каждого слова буквенную «одежду». Докажите свой выбор.

[кит]        [рэпка]           [мышка]         [котик]
Катя        рыбка            Машка           ботик
кто          репка             мышка           ротик
кот          репа              муха              торт
кит          редька           мушка           котик

(В слове три звука. Согласный мягкий и глухой (к). Обозначается этот звук буквой к. Второй (и) гласный, ударный, обозначается буквой и. Третий (т) согласный, твердый и глухой, обозначается буквой т. Значит, это слово кит.)

(Остальные слова разбираются аналогично)

7. Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз
Поглядеть который час.
Раз, два, три, четыре.
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон.

8. Фонетическое упражнение:

— Запишите буквами:

[луга]           [л, устра]       [пар]
[п, атка]       [роза]             [муха]
[мэл]           [ноты ]            [козы]
[з, орна]      [н, ан, а]

Проверка: луга, люстра, пар, пятка, роза, муха, мел, ноты, козы, зерна, няня.

9. Задание на дом:

Упражнение 179

10. Итог урока

— Посмотрите. Вы узнали «ленту букв»? (над доской)

— Сколько гласных букв? Звуков?

— Сколько звуков обозначают буквы: а, и, о, у, ы, э?

— Сколько звуков обозначают буквы: я, е, ё, ю?

— Согласные буквы обозначают…(звонкие или глухие, парные или непарные, твердые или мягкие) звуки.

Мы сегодня много говорили о звуках и буквах, исследовали звуковые «костюмчики», наряжали гласные и согласные звуки в свои «одежды». А напоследок предлагаю вам еще одну задачу. Попробуйте прочитать, что написано:

(язнаюбуквыизвукиизвукия
слышубуквыявижуипишу)

— Как нужно написать этот текст, чтобы его можно было легко прочитать? Сделайте это правильно. (Я знаю буквы и звуки. Звуки я слышу. Буквы я вижу и пишу.)

Категория: