Тема: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
Богоявленская Светлана Ивановна |
Цели:
- содействовать формированию навыка осознанного чтения произведения К. Г. Паустовского «Заячьи лапы»; умения выделять основную мысль, идею произведения;
- развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения и письма; развитие воссоздающего воображения;
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
Ход урока:
1. Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой
— Посмотрели в глаза своим товарищам и мысленно пожелали добра и удачи друг другу.
— Сегодня на уроке мы продолжаем работать над разделом литературного чтения. Назовите раздел, над которым мы работаем.
2. Содержательно-познавательный этап
— Герои этого писателя — душевные люди, которые с нежной заботой относятся к лесным обитателям. Он знал все глухие уголки леса, все травы, мхи, цветы.
— О каком писателе идет речь?
— Что вы знаете об этом авторе?
С каким произведением этого автора познакомились на предыдущем уроке?
— Какой текст можно назвать рассказом?
— Докажите, что «Заячьи лапы» — это рассказ.
— В конце нашего урока вы должны либо согласиться, либо опровергнуть следующие высказывания:
- Да, герои поступили совершенно правильно.
- Нет, поступок героя, мне кажется, неоправдан, зря только беспокоили людей.
— Назовите героев произведения.
— Прочтите начало рассказа «К ветеринару…… до глазами»
— Каким вы представляете этого мальчика?
Возраст Вани соответствует вашему возрасту. Он вам ровесник.
— Кто такой ветеринар?
— Зачитаем диалог мальчика и ветеринара по ролям.
— Почему плакал мальчик?
— Охарактеризуйте поступок ветеринара?
— Кто из героев поступил наоборот?
— Сравните их отношение к страдающему зайцу?
По совету бабки Анисьи нужно было идти в город. С какой целью и к кому?
— Как чувствовал себя в городе дедушка?
— Как вы думаете, почему дедушка решил идти в город?
— Зачитайте момент спасения деда рваным ухом
«Смерть настигала…»
— От чего пострадал зайчик?
Послушайте описание жары, которое использует автор в рассказе.
(Чтение наизусть отрывка произведения)
Послушайте описание грозы. (Чтение наизусть отрывка произведения)
— Для чего автор ввел в своё произведение описание явлений природы?
— Природа — действующее лицо в рассказе. Пожар это источник беды, что может повлечь гибель. Картина природы характеризует душевное состояние героев их переживание, страх.
— В первой части урока вы поработали по содержанию рассказа, не обсуждая поступки героев?
Приём «Шесть шляп»
— Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
— Сейчас вы поработайте в группах. В каждой группе шляп своё задание. Внимательно прочитайте задания и приступите к выполнению
Задания шляп:
Белая шляпа: Определите жанр и тему произведения. Какое событие из рассказа ты считаешь основным?
Красная шляпа: Какая черта характера старика помогла ему самому спастись и спасти зайца? Всегда ли эта черта характера является для человека положительной? Докажи свою точку зрения.
Черная шляпа: Как вы считаете, не лучше ли было последовать совету ветеринара и прекратить мучения зайца? Докажи свою точу зрения.
Желтая шляпа: Приведите примеры из текста и докажите, что Ваня — неравнодушный человек. Способны ли вы совершить такой поступок?
Зеленая шляпа: Выбери одного из персонажей произведения, составь о нем пятистишье. (Охотник, Ваня, Заяц, Ветеринар, Карл Петрович)
Синяя шляпа: Какие выводы сделал охотник для себя, побывав на краю гибели?
Психологическая минутка.
Итак, представляем слово шляпам.
(Выступление представителей от групп)
— Вернемся к нашим высказываниям. Так как вы считаете:
- Да, герои поступили совершенно правильно.
- Нет, поступок героя, мне кажется, неоправдан, зря только беспокоили людей.
— Молодой, только начинающий жизнь Ваня Малявин. Старый, проживший жизнь дед Ларион Малявин. Объединяет ли этих людей
— Их объединяет душевная чистота, отзывчивость сердца, умение воспринимать и чувствовать чужую боль.
— Как вы думаете, зачем это произведение предложено нам для изучения?
— Не только люди приходят на помощь животным, но бывают случаи, когда и животные приходят на помощь людям. Поэтому мы с трепетом и любовью должны относиться к природе.
Итог урока. Оценивание
Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Совесть — это……» «Я поступил плохо……» (по выбору)
- 14067 просмотров