Тема: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»
Лукина О.А. |
Класс: 3
Цели урока:
- формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию
идейно-художественного смысла произведения; - учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение»
- тетрадь, карточки с дифференцированными зданиями
- компьютерная презентация урока.
Ход урока
1. Орг. момент
- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок,
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Девиз урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное — признак мудрости!»
Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
— У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтение. Это дыхание, голос и дикция.
2. Дыхательная гимнастика
3. Речевая разминка. Чистоговорки. Скороговорки
4. Актуализация знаний
— И так мы начинаем урок литературного чтения.
А начнём мы его с игры. Игра «Вспомни и назови»
— Я буду читать отрывки из произведений, а вы слушайте внимательно и вспоминайте из каких произведений они.
Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает на несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. «Какие бывают дожди»
А кто помнит, о каком дожде идёт речь?
После умывания он долго фыркал и тёрся головой о пол. Это очевидно, должно было обозначать веселье. «Кот — ворюга»
Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! «Стальное колечко»
А кто написал эти замечательные произведения?
5. Сообщение темы урока
— Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Константина Георгиевича Паустовского.
6. Проверка домашнего задания
Ученики читают составленные рассказы о любимом дожде.
Что еще было задано на дом?
Самостоятельно познакомиться с рассказом «Заячьи лапы»
— Понравилось ли вам произведение? Поясните свой ответ.
— Объясните заглавие. Почему автор, так озаглавил произведение?
— Назовите героев произведения.
— Кто из героев понравился? Какие чувства испытали, читая это произведение?
— А что вы читали — рассказ, сказку или
— Покажите на моделях.
— Давайте вспомним условные обозначения.
Моделирование обложки
Дети работают на листочках.
7. Словарная работа
— Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Назовите слова, значение которых для вас непонятно.
Работа в группах
— Но объяснить значение слов постарайтесь сами, опираясь на подсказку.
Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»
У вас на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его значением.
8. Работа с произведением
Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)
Перед чтением ставится задание:
— Передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара.
— Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?
9. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи
— А что было дальше? Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара?
— Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром по ролям (чтение 1 части)
— Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?
— Что можно сказать о ветеринаре? (Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)
— Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)
— Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.
— Что можете сказать о ней? (Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)
— Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.
— А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)
— Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо.
10. Работа в группах. Дифференцированная
А теперь поработаем в группах, составляя словесный портрет героев.
1 группа — Каким вы представляете Ваню?
Проверка (Ваня беспокойный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый)
Речь: волнуясь шепчет
2 группа — Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог?
Прочитайте и обсудите диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?
Проверка (Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)
3 группа — Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.
Проверка (Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)
4 группа — Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион?
— Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?
Проверка (Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)
— А как бы поступили вы?
Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.
— О чём же этот рассказ? О зайце ли он?
Обобщить ответы детей: О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность.
— Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)
— О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные — наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.
11. Обобщение
— Как автор относится к людям, о которых он рассказывает? (Автор небезразличен к участникам истории, о которой он повествует: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку.)
— А вы бы помогли Ване и дедушке спасти зайца?
— Как вы думаете, что будет с зайцем потом, когда он совсем выздоровеет?
— Зачем же Паустовский рассказывает нам эту историю о зайце? (Чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным.)
— Какова его главная мысль?
Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку.
12. Домашнее задание
Подготовить интервью журналисту от имени деда или от имени Карла Петровича об этой истории. Подготовить пересказ одного эпизода
- 23334 просмотра