Тема: Лишайники – удивительные живые организмы
Пильченко Татьяна Григорьевна учитель биологии и географии Место работы: Архангельская средняя школа Кызылжарского района Северо-Казахстанской области. Категория: высшая
|
Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения лишайников, как симбиотических организмов.
Задачи:
1.Дать представление об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников;
2.Развивать умения работать с учебником, гербариями, анализировать и делать выводы;
3.Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: частично-поисковый
Оборудование: бумага А4, фломастеры, гербарии.
Ход урока
1.Организационный момент
На урок пришел — узнай.
Не согласен с чем-то — убеждай.
Товарищам при этом — не мешай
И равнодушно не восседай.
2.Актуализация знаний
Задания на проверку знания текстового материала учебника:
Блиц-опрос
1. Наука, изучающая грибы называется... микологией.
2. Запасным питательным веществом грибов является... гликоген.
3. Подвижные споры грибов называются... зооспорами.
4. Вегетативное размножение грибов частями мицелия называется... почкованием.
5. Грибы, относящиеся к плесневым... мукор, пеницилл, аспергилл.
6. Укажите части плодового тела гриба... пенек, ножка.
7. Взаимовыгодная связь нескольких организмов называется.... Симбиозом.
8. Какова продолжительности гриба — трутовика... 80 и более лет.
9. Цвет колонии плесневого гриба пеницилла... голубой.
10. У какой группы низших грибов отсутствует грибница... одноклеточных.
Найди ошибки в тексте:
Дрожжевой гриб размножается половым путем — почкованием. На материнской клетке появляется несколько отростков, которые постепенно увеличиваются в размерах. Достигнув размера материнской клетки, отростки отмирают. Иногда дрожжевая клетка размножается делением. При вегетативном размножении две клетки соединяются с образованием конидий. В результате деления клеток выделяется углекислый газ и кислород.
Работа с терминами. Дайте определение и определите, для каких организмов характерны данные термины.
Мицелий
Гиф.
Конидии.
Микориза.
Аспергиллез.
Спорангии.
Логическая цепочка (убери лишнее):
— шампиньон — бледная поганка — белый гриб — трюфель — рыжик;
— спорынья — дрожжи — головня — мукор;
3.Изучение нового материала
Класс разбивается на три группы. Группы, перед началом работы вырабатывают правила работы в группе. Правила записываются на ватмане и вывешиваются на доске.
Прием: Брейнсторминг.
С какими понятиями у вас ассоциируется понятие — лишайник? (учащиеся выдвигают всевозможные предложения, которые записываются учителем на доске, затем коллегиально отбираются те понятия, которые более точно характеризуют лишайник).
В истории науки биологии случалось так, что изучаемые учеными организмы открывали и изучались намного позднее, чем люди их начинали использовать.
Первые упоминания о лишайниках мы находим в трудах великого учёного древности Теофраста (370–285 до н. э.), который сделал описание двух видов лишайников — уснеи и роччеллии. Многие народности, уже к этому времени активно использовании эти организмы: из роччеллии получали краску для окрашивания тканей, а позднее, с развитием науки химии стали получать необходимый индикатор — лакмус, для определения на кислотности и щёлочности веществ.
В 19 веке, до конца 60-х годов лишайники считались обычными растениями. В ученом мире не было единого мнения о этих организмах. Одни ученые относили их к мхам, другие сравнивали с водорослями, третьи же считали лишайники «хаосом природы». Великую тайну лишайников разгадал в 1867 году немецкий учёный Симон Швенденер.
Какую же за тайну узнал великий немецкий ученый Симон Шпенденер?
Задание для 1 группы: Изучить строение лишайников.
Задание для 2 группы: Вспомнить строение одноклеточных водорослей.
Задание для 3 группы: Вспомнить строение грибов.
Презентация работы групп. Раскрытие тайны С. Шпенденера.
Ребята, в ходе работы делают вывод, что лишайники это симбиотические организмы гриба и одноклеточной зеленой водоросли.
В природе встречается огромное многообразие лишайников, которые потрясают своим внешним видом.
Учеными было изучено и систематизировано более 350 видов только в Антарктиде. Это действительно удивительные и потрясающие живые организмы.
Итак, мы продолжаем.
Группы по очереди, выбирают задние — загадку. Используя текст учебника дать краткую характеристику известных групп лишайников: накипных, листоватых, кустистых.
1.У осины на коре, у забора на дворе —
Накипь, будто золото, к дереву приколота. (Накипные лишайники)
2.На полене иногда вырастает борода. (Кустистые лишайники)
Хрупкий организм на коре у пня
3.Пятка в виде листьев радугой горят. (Листоватые лишайники)
Ребята делают вывод о признаках, положенных в основу деления лишайников на группы.
Говоря о многообразии лишайников, следует указать на то, что лишайники поселяются везде, где только может себе представить человеческая фантазия. Лишайник поселяются на камнях, на коре деревьев, в пустынной и полупустынной местности, в тундре и лесах. Всюду живут лишайники.
А как же происходит размножение лишайников?
На основе материала учебника, группы изучают особенности размножения лишайников. Итогом работы является кластер. По окончании работы, группы обмениваются кластерами и дополняют работу соседней группы. Презентация работы.
В ходе выполнения работы, учащиеся приходят к выводу, что лишайник могут размножаться вегетативным и половым путями, что очень важно, для сохранения видового многообразия и выживания этих организмов в экстремальных условиях.
Не смотря на многообразие этих удивительных организмов, мы часто замечаем то, что лишайники практически не встречаются в городе, около крупных автострад, но в изобилии селятся в глухих местах, в далеке от цивилизации. В чем же причина такого странного поведения этих организмов?
Задание для групп: выясните, почему лишайники поселяются в изобилии в местах, далеких от цивилизации и практически отсутствуют в населенных местах? В ходе работы используется дискуссия — обсуждение.
В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводу, что лишайники являются индикаторами природы, индикаторами чистоты воздуха.
А сейчас я хотела-бы, что бы вы послушали удивительную легенду северных народов. Легенда называется: «Мох олешки».
Родился маленький олененок. Весело было жить ему со своей мамой. Мама учила сына быть сильным, быстрым, находить вкусную еду в холодной тундре. Часто он ему говорила: «Если я пропаду или что-то со мной произойдет, ты должен выжить, тундра тебе поможет». И правда, случилась беда, пропала мама у олененка. Долго плакал маленький олененок. А где он проходил и слезы падали на землю — расстилался необычный ковер из лишайников, который помогла соткать принцесса Кладония. Ковер этот был мягким, целебным и съедобным, он давал олененку силу. Олененок тот вырос в красавца оленя. Олений мох с той поры едят все олени, чтобы быть такими же красивыми и сильными. А название Кладония арктическая напоминает нам о северной принцессе из Королевства лишайников.
Беседа:
1.О чем рассказывает эта легенда?
2.Почему легенда называется «Мох олешки»?
3.Как вы думаете, почему я включила в урок данную легенду?
4.О каком лишайнике повествует данная легенда?
Задание для групп:
Подготовить мини-сообщение о различных видах лишайников. Определить их роль в природе и жизни человека. Для сообщения предлагаются следующие виды: кладония, пармелия, ягель.
4.Закрепление:
Дать определение следующим терминам: лишайник, хроматофор, фотосинтез, аск.
Ассоциации:
350 — количество видов лишайников;
1-3, 5 см — высота кустистых лишайников;
1 — 8 мм — прирост лишайника за год;
20 000 — количество видов лишайников.
Верны ли следующие утверждения:
1. Лишайник — это симбиоз грибов и водорослей.
2. Лишайники образуют органические вещества за счет фотосинтеза.
3. Гриб, входящий в состав лишайника является паразитом.
4. При половом размножении у лишайника образуется плодовое тело.
5. Лишайники размножаются вегетативно, частями таллома.
6. Одноклеточные водоросли в лишайнике существуют независимо и самостоятельно.
5.Домашнее задание: изучить текст учебника и подготовить его пересказ; творческое задание на выбор:
— написать ээсе о значимости лишайников;
— составить прогноз о будущем распространении лишайников, учитывая ухудшающуюся экологическую ситуацию на Земле.
6.Рефлексия: А сейчас ребята, я хотела — бы, что вы написали на золотых яблочках вопросы, в которых осветили, то, что хотели бы узнать еще о жизни лишайников.
Использованная литература:
1.Игры на уроках биологии. httpss://урок-биологии. рф/publ/15.
2.Принцесса Кладония в «Королевстве лишайников» httpss://www. museum. ru/N30868.
3.Биология: Изучение видового разнообразия лишайников httpsss://uchil. net/?cm=163152.
- 11777 просмотров